НАША ИСТОРИЯ
15:57 / 13 августа 2019
106

В этом году Шенкурский район отмечает 90-летие

Его  история в документах хранится в архивном отделе администрации МО «Шенкурский муниципальный район». Мы привыкли его называть проще – районный или муниципальный архив.

По документам можно отследить не только историю предприятий, района с 1940 года, но и судьбы людей. Есть сведения о награждениях, например, списки передовиков, ударников, автобиографии руководителей, депутатов, работников сельсоветов.
В некоторых личных делах – фотографии. Или такие любопытные факты в документах: как боролись с бродячими собаками, как решали вопросы  организации выпасов для скота.

При проверке документов по личному составу начальник архивного отдела Марина Базанова случайно обнаружила в автобиографиях данные о том, что немало призванных в армию жителей нашего уезда были в плену в годы первой мировой войны. Очень любопытная тема для исследования. Также в архиве имеется по этой теме брошюрка, составитель О. Попова, «Первая  мировая  война (1914-1918 г.г.) « Именной  список  убитым, раненым и без вести пропавшим нижним чинам». Среди документов периода Великой Отечественной войны некоторые составлены на обоях (бумаги в те годы не хватало), так что  можно узнать, с какими рисунками были обои в то время. Даже такие детали сегодня представляют исторический интерес.

И что примечательно, размещается архивный отдел в здании, которое  само представляет историческую ценность  и признано памятником архитектуры и градостроительства. Это дом воинского начальника конца 19 века на улице Ломоносова в Шенкурске. Районный архив находится здесь уже не одно десятилетие.  Последние 15 лет его руководителем  является Марина Анатольевна Базанова, которая стала моим экскурсоводом и собеседником при знакомстве с архивом.

– Марина Анатольевна, на стеллажах такое огромное количество папок с документами. В их хранении есть своя система?

– Обязательно. Есть учетные документы: список фондов, описи.  Основными  задачами архива  являются: комплектование архива документами, их учет и обеспечение сохранности.

Все учреждения, организации, предприятия, когда-то существовавшие в Шенкурском районе, при ликвидации сдавали свои документы в наш архив. А действующие и по настоящее время, которые у нас в списке номер 1 комплектующих организаций,  продолжают  их передавать  на хранение. 

У нас четыре хранилища с документами по личному составу со сроком хранения 75 лет.  В пятом хранилище документы постоянного срока хранения, которые имеют научное, исследовательское, историческое значение. Пополняется оно тоже постоянно документами организаций о их деятельности.

 Но в нашем архиве документы постоянного срока хранения  только с 1940 года, за исключением метрических книг, поступивших из Шенкурского отдела загса. Документы до 1940 года переданы в Архангельский областной архив.

–  Сколько же хранится здесь документов?

–  По отчёту за 2018 год в нашем архиве 70 302 дела, в том числе с постоянным сроком хранения – 39 267, личного состава – 31 028 дел,  7 дел  из  личного фонда.

– Насколько они востребованы?

– Поскольку у нас хранятся лицевые счета ликвидированных предприятий, большое количество обращений поступает  о предоставлении сведений из лицевых счетов для подтверждения трудового стажа при выходе на пенсию. Мы активно работаем на Пенсионный фонд – выдаём справки о заработной плате и стаже работы на ликвидированных предприятиях. Эти документы очень востребованы.

В связи с тем, что  не так давно законодательно установлена доплата  сельским пенсионерам за длительный сельский стаж, в последнее время часто стали обращаться за справками о работе в  колхозе, совхозах, сельхозкооперативах.

Есть спрос и на документы постоянного срока хранения. Их спрашивают студенты для  подготовки  тематических учебных работ, в том числе по истории  Шенкурского района и предприятий. К ним проявляют интерес историки, краеведы.

– Значит,  в архив можно обратиться не только за  справкой, но и прийти  поработать с документами…

–  У нас есть две муниципальные услуги – предоставление справок и предоставление документов. Они бесплатные.

За 2018 год в архив поступило 1240 запросов только социально-правового характера. Документы личного состава  никому не выдаются, в них персональные данные, с ними работаем только я и архивариус для составления справок.

Документы постоянного хранения мы выдаем посетителю для работы и предоставляем ему рабочее место.

– Марина Анатольевна, а современные технологии применяются в ведении архивной работы?

– Мы стараемся переводить описи в электронный вид. У нас есть общая программа «Архивный фонд» для электронного учёта. Если документ интересен,  то  стараемся  его  сканировать.  Также  работаем  с  программой  по учету поступлений и исполнений запросов, это программа  «Сведения о документах по  личному составу,  находящихся  на хранении в муниципальном  архиве».

– Наверное, среди обращающихся в районный архив в основном жители нашего района?

– Всё-таки примерно поровну – шенкуряне и жители других районов, регионов и даже стран. К нам приезжают из Москвы, из Санкт-Петербурга, часто – из Архангельска и Северодвинска, Вельска. География обширная, из Германии были обращения. Сотрудники районного краеведческого музея регулярно изучают документы по определенным темам.

Посетителем нашего архива был наш земляк, историк Евгений Иванович Овсянкин, работал с документами. Он говорил, что какую тему ни возьми, можно в нашем архиве найти большой объём нужного материала.

Поэтому к документам и к своевременному предоставлению их в районный архив надо относиться серьёзно.

Валентина ПАВЛОВСКАЯ.


Фото недели
Здесь мы можем разместить ваше объявление
В редакции газеты "Важский край" в наличии и на заказ
Предложите новость