СОБЫТИЕ
9:00 / 27 апреля 2020
595

Ученики Боровской школы в этом году побывали на космодроме «Плесецк»

Шанс побывать на космодроме и увидеть своими глазами, откуда ракеты отправляются в космос, дается, возможно, один раз в жизни.

26 февраля 2020 года с целью военно-патриотического воспитания обучающиеся МБОУ «Боровская ОШ» совершили увлекательную и познавательную экскурсию на космодром «Плесецк». Спустя время своими впечатлениями поделились ученики и педагог школы.  

Шанс побывать на космодроме и увидеть своими глазами, откуда ракеты отправляются в космос, дается, возможно, один раз в жизни.

Поездка состоялась вскоре после знаменательного события для России: 20 февраля с космодрома Плесецк впервые запустили ракету-носитель «Союз-2». Разгонный блок «Фрегат» доставил на переходную орбиту аппарат связи «Меридиан-М», который должен обеспечить устойчивую связь для морских судов и самолетов ледовой разведки в районе Северного морского пути, а также расширить сеть станций спутниковой связи в северных районах Сибири и Дальнего Востока.

Подобные успешные запуски стали возможны благодаря модернизации и принятии в эксплуатацию в декабре 2019 г. 3 стартового комплекса, который позволит проводить до 20 запусков космических аппаратов ракетами-носителями легкого и среднего класса "Союз-2".

Решение о посещении объектов космодрома принимает начальник космодрома «Плесецк» генерал-майор Н.Н. Нестечук в зависимости от наличия возможности выделения личного состава для сопровождения и соблюдения мер и правил безопасности. Для въезда в город Мирный требуется пропускной режим – въезд-выезд через контрольно пропускной пункт.

Никитина Диана, обучающаяся 7 класса: 

– К поездке готовились заранее. Наконец-то долгожданный день настал. Мы с моей подругой Светой сели в наш школьный автобус, за рулем, которого был водитель Вальков В.П. и очень обрадовались, что отправляемся в дальнюю поездку за новыми впечатлениями.

Экскурсия началась с посещения Музея космонавтики в гарнизонном Доме офицеров г. Мирный. Этот уникальный музей учебного комплекса или войсковой части, где собраны экспонаты настоящих деталей ракет и космических кораблей, которые можно не только рассмотреть, но и потрогать руками. Музей расположен в трех залах. В одном зале хранится много интересных экспонатов и макеты ракет-носителей. В других – отображена история развития космодрома, а также личные вещи ветеранов космодрома, и подарки-сувениры посетителей и гостей музея.

Ребята узнали, что космодром «Плесецк» является наиболее северным космодромом не только России, но и всего мира. Космодром расположен в 180 км к югу от Архангельска. Его площадь составляет почти 2 тысячи квадратных километров. И название у космодрома солидное – «1-й Государственный испытательный Краснознаменный орденов Суворова и Трудового Красного Знамени космодром Министерства обороны Российской Федерации». Основное направление деятельности космодрома – испытание различной ракетно-космической техники. Космодром так и называется испытательный.

Свою историю космодром ведет с начала 1950-х годов. Чтобы противостоять воздушному флоту США, оснащенному атомным оружием, нейтрализовать их военно-стратегическое превосходство, СССР принимает адекватные меры по созданию собственного ядерного оружия и средств его доставки. Развитие космодрома складывалось под воздействием различных политических и научно-технических факторов. Изучая основные этапы развития и модернизации космодрома, можно говорить не только о развитии Вооруженных Сил Советского Союза, а впоследствии и Российской Федерации, но и страны в целом — ее экономики, социальной инфраструктуры, научного и кадрового потенциала.

Большаков Александр, обучающийся 8 класса: 

– Самым интересным в г. Мирном мне показался Музей космонавтики. В этом музее нам рассказывали про то, как строился военный город, и какие первые люди командовали всеми стартовыми площадками и воинскими частями, а также какие ракеты эксплуатируются космодроме: ракеты-носители лёгкого класса «Ангара-1.2», «Союз-2.1в», «Рокот», среднего класса «Союз-2.1а», «Союз-2.1б», тяжелого класса «Ангара-А5».

Экскурсовод рассказала про историю строительства космодрома. Из-за болотистого грунта и обрывистых речных берегов космодром строился долго. Облегчала маскировку объекта густая непроходимая тайга и вечная северная низкая облачность. Со строительством объекта одновременно шло создание боевого соединения и обучение личного состава. Формирование первого ракетного соединения было поручено офицеру-фронтовику армии Григорьеву Михаилу Григорьевичу. Отдельные экспонаты музея посвящёны Великой Отечественной войне.

На стендах музея представлены также фотографии и биографии всех руководителей космодрома. В разные годы «Плесецк» возглавляли Анатолий Перминов (государственный деятель, замгендиректора ОАО "Российские космические системы"), генерал-майор Анатолий Овчинников, генерал-майор Анатолий Башлаков, экс-глава Роскосмоса Олег Остапенко, генерал-майор Олег Майданович и командующий Космическими войсками Александр Головко. С декабря 2012 года космодромом руководит генерал-майор Николай Нестечук.

Долгие годы космодром и город были засекречены. Ракетчикам запрещалось рассказывать о месте службы даже родственникам.

Подробно школьники познакомились с ракетой-носителем «Рокот». Экскурсовод рассказала, из каких ступеней она состоит, и какую роль каждая из них выполняет при запуске. Дети смогли увидеть практически всё семейство ракет-носителей «Ангара» и узнали о назначении каждого из них.

Вызвала у ребят массу впечатлений масштабная диорама 43-й стартовой площадки. (Диорама – вид живописи с изображениями, исполненными на обеих сторонах просвечивающего материала – прим. авторов). Именно с неё производят запуск современной ракеты-носителя «Союз-2», полностью российского производства. Пожалуй, диорамы с видами космодрома – это самые поразительные в визуальном плане экспонаты музея. Они настолько реалистично выполнены, что, кажется, сейчас с какой-нибудь площадки стартует миниатюрная ракета-носитель.

Интересным и новым фактом для школьников стало то, что по программе «Бион», разработанной в Советском Союзе в 1978 г. было запланировано отправлять в космос около 30 обезьян, но реально удалось забросить на орбиту только 12 приматов или шесть «обезьяньих экипажей», по две макаки-резус в каждом. Все 12 покорителей космоса вернулись живыми и здоровыми и даже произвели потомство. Сегодня в центре обезьяньего питомника в г. Адлер посетителей встречает памятник обезьянкам-космонавтам – настоящая капсула космического аппарата «Бион», на которой вернулись на Землю хвостатые космические путешественники, с чучелами двух макак, вжавшихся в кресло.

Козырев Федор, обучающийся 9 класса: 

– Имена обезьянам-космонавтам придумывали школьники г. Мирного. Клички довольно забавные: Дрема, Ероша, Забияка, Кроша, Иваша, Мультик, Лапик.

Второй этап нашей экскурсии начался, когда ребята отправились на универсальный стартовый комплекс «Ангара» или как его еще называют «стол подачи» ракет, который находится приблизительно в 40 км от г. Мирный. Впечатлили размеры – протяженность и уровень охраны. Преодолев несколько пропускных пунктов, вначале обучающиеся посетили технический комплекс подготовки ракет-носителей и космических аппаратов – это место, где их собирают и проверяют.

Очень просторный и чистый монтажно-испытательный комплекс, куда приезжает по железной дороге техника в вагонах, которые не отличишь от обычных товарных. Например, ракета Союз — это семь-восемь товарных вагонов. Вагоны загоняются, вскрываются и разгружаются. Над испытательными работами трудится много людей и военных, и штатских – каждый в своей зоне ответственности.

Создомов Матвей, обучающийся 6 класса: 

–Больше всего мне понравилось, когда мы приехали в большой ангар, где находилась настоящая ракета «Ангара». Нам разрешили её потрогать и рассказали, как изделие готовится и вывозится на стартовую площадку, перепроверяется и заправляется.

Никитина Диана, обучающаяся 7 класса: 

На стартовом комплексе я впервые увидела настоящую ракету «Ангара», и нам даже разрешили её потрогать! Рассказали о том, как и где, собирают ракеты, какие типы ракет бывают. Ещё нам рассказывали о спутниках, как их запускают и для каких целей.

Военным, обслуживающим монтажный комплекс, было задано много интересующих вопросов, на которые они дали подробные развернутые ответы. Ребята узнали о том, сколько времени проходит от приказа главнокомандующего до запуска ракеты, чем занимаются военные в перерывах между пусками ракет, что из-за низких температур жидкого кислорода, которым вместе с топливом заправляют ракету, на стенках образуется толстый слой инея, что подготовку кадров для воздушно-космических сил и других видов и родов войск Вооруженных Сил в основном осуществляет Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского в г. Санкт-Петербург и то, что на космодроме есть настоящие профессиональные «айтишники».

Третья остановка – Синий «стол подачи» ракет класса «Ангара» около 12 этажей в высоту поразил своими масштабами всех без исключения. И это лишь одна десятая часть всего стартового комплекса – под землей находится целый технологический городок. Синим комплекс стал совсем недавно, раньше он был зеленого цвета. По словам военных, постоянно приходится все обновлять, потому что на старте комплекс, как и сама ракета, сильно обгорает и даже разрушается.

Ракеты разгоняются до 7000 километров в час и могут доставлять на орбиту до 24 тонн полезного груза. За годы существования космодрома здесь совершили более 500 запусков, о чем возвещает «звездная отметка» на одной из синих «лап». Ракеты летают на экологически чистом топливе – жидком кислороде, азоте, керосине и перекиси водорода. Как рассказал один из военных, заправка происходит при температуре – 196 градусов.

Силиванова Татьяна Вениаминовна, учитель географии и химии МБОУ «Боровская ОШ», сопровождающий: 

– Мне очень хотелось побывать на космодроме, не только потому, что я часто езжу в эти места к родственникам, но и потому, что я житель Архангельской области, должна знать, гордиться и рассказывать не понаслышке о крупнейшем космодроме мира, обеспечивающим часть российских и международных космических программ.

Поразила размерами и пусковая шахта глубиной с девятиэтажный дом – ребятам разрешили туда заглянуть, туда загружают лишь частично - разгонные блоки ракеты с двигателями, горючим и окислителем загружают без боевой головной части. Специальный заряд доставляют на объект уже после того, как «тело» ракеты надежно спрятано и закреплено внутри шахты.

С технологической точки зрения, шахта представляет собой довольно интересное сооружение. Сама шахта больше похожа на гигантский колодец, в глубине которого вместо пресной, пригодной для питья воды, находится ракета. Пуск ядерной ракеты из шахты осуществляется за считанные секунды.

Семакова Светлана, обучающаяся 6 класса: 

–Больше всего мне понравилось, когда мы стояли у шахты и нас напугал резкий и громкий звук, такой, что заложило уши, и мы все отпрянули от шахты назад, как оказалось, это была продувка шахты воздухом, и такое мероприятие на площадке обычное дело. Такая продувка повторилась еще несколько раз, но мы уже знали, что это такое и не боялись.

Большаков Александр, обучающийся 8 класса: 

Последним этапом было – экскурсия на стартовую площадку, где нам рассказали, как подготавливают ракеты к запуску. А именно, как доставляют, крепят и заправляют их. Нам рассказали много полезной информации, и я открыл для себя даже то, что раньше не знал.

В запуске ракеты принимает участие огромное количество людей, каждый работает на своих точках. Работа сложная, ответственная и требует огромного внимания. До ключевого дня ракета проходит несколько дней предстартовую подготовку: сначала ее вывозят из монтажно-испытательного комплекса на специальной железнодорожной платформе, устанавливают на стартовый стол. Пар, окутывающий ракету, или, как называют специалисты, «дыхание ракеты» – это процесс испарения окислителя – свидетельство того, что все готово к старту. За час до старта заканчивается кислородно-керосиновый завтрак и начинается итоговая проверка систем. После отрыва от стола ракета передаётся телеметристам и прочим траекторным измерителям. Взлетев в Плесецке, ракета пролетает почти всю страну. Когда выходит из зоны видимости одних радистов, переходит к другим. И так до Камчатки, которая, кстати, тоже входит в состав космодрома. Космодром, как и прежде, определяет вектор развития отечественной ракетно-космической отрасли и создает оборонную мощь Российского государства.

Школьники отметили, что экскурсия была очень интересной и познавательной, оставила много ярких впечатлений. Хорошие впечатления остались и от совместного дружного проживания в гостинице «Заря», и от совместных походов со взрослыми по г. Мирный, который встретил и проводил прекрасной погодой. Благодарим всех, кто принял участие в организации и проведении этого мероприятия, в том числе родителей обучающихся нашей школы.

Инна Бечина, директор МБОУ «Боровская ОШ», Лидия Чертова, педагог-организатор МБОУ «Боровская ОШ».

Фото из архива участников экскурсии.


Похожие материалы

Фото недели
Гранты губернатора
Нацпроекты. Создание комфорной городской среды
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Вместе. Поморье 2020-2022
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.