ДЕНЬ ПОБЕДЫ
10:30 / 25 мая 2020
557

Война глазами детей: своими воспоминаниями с внучкой поделился Геннадий Токуев

Получив задание сделать творческую работу по теме “Я хочу спросить про войну….”, я решила взять интервью у моего дедушки Геннадия Васильевича Токуева. Хоть он и не был участником войны, но он пережил её и ему тоже есть, что рассказать…

- Сегодня Великая Отечественная война кажется нам невероятным событием далёкого прошлого, страшным и трагическим. Она известна нам лишь по кинофильмам и книгам. А какой стала война для вас – детей военного времени?

- Мы жили с семьёй в старинном городке Архангельской области – Шенкурске. В семье нас было трое детей – всё мальчишки! Война началась, когда мне было 5 лет. 22 июня 1941 года был замечательный тёплый солнечный день. Мы бегали по улице, и вдруг вокруг всё стало каким-то напряженным: люди собрались вокруг точек, где были установлены громкоговорители. По радио объявили, что началась война с фашистской Германией. Женщины плакали.

- Вы обрадовались, что началась война?

- Честно говоря – да! Всего год назад отец наш вернулся с финской войны и подарил старшему брату шапку-шлем со звездой! Я очень мечтал иметь такую же! Когда я узнал, что отец снова пойдёт воевать, я задумал просить его привезти мне с войны такую же шапку со звездой! Наконец-то сбудется моя мечта! Вечером я забрался на колени к отцу и сказал ему своё желание. Отец грустно посмотрел на меня и ответил: «Эх, сынок, мне бы не шапку, мне бы голову с войны принести!».

- А что было потом?

- Через несколько дней отец отправился на фронт, а в августе того же года попал под бомбёжку недалеко от Ленинграда. И с тех пор мы ничего о нём не слышали.

- А вам бы хотелось попасть на войну?

- Я знал, что такого мальчишку, как я на фронт не возьмут, но если бы я был постарше, обязательно бы туда стремился!

- Изменилась ли ваша жизнь с началом войны?

- Нас организовали в агитационную бригаду. Мы выступали перед ранеными бойцами в госпитале и на призывном участке военкомата. Пели песни, читали стихи и плясали. В такой агитбригаде мы проработали почти всю войну.

Очень трудно было с едой в семье. В день на человека было положено по норме 250 грамм хлеба, который можно было купить по продуктовой карточке. Когда не хватало еды, мама давала нам грызть кофейные зёрна, которых почему-то у нас было много, целый сундук. В 1942 году после болезни я попал в госпиталь с истощением. Врачи во время обхода после осмотра меня обсуждали между собой, что этому мальчику, то есть мне, жить осталось пару-тройку дней. Но меня «выходила» медсестра: она поила меня по ложечке рисовым отваром и клюквенным морсом, день за днём. Так я окреп и стал снова ходить, а скоро поправился вовсе. А позже меня отправили в санаторий для детей, где давали кушать даже белый хлеб с кусочком сливочного масла. Это казалось очень вкусным.

- Как в детстве представлялась война?

- Представлялось всё в виде игры: бравые русские солдаты летели по полю боя на конях, шли в бой танки. Мы часто играли в войну с мальчишками со двора: только у немцев были ребята послабее, у красных покрепче и красные всегда побеждали!

- А видели ли вы настоящих немцев?

- Только однажды, когда война уже закончилась, в Шенкурск привезли пленных немцев, человек 20. Их отправляли на лесозаготовки. Привезли пленных на барже и высадили на берегу реки. Весь Шенкурск сбежался посмотреть на них. Долго смотрели друг на друга, потом кто-то из горожан разговорился с ними по-немецки. Оказалось, среди них есть такие, у кого остались семьи и дети в далёкой Германии. Немцы не смотрелись враждебно, и вскоре даже некоторые женщины принесли им какой-то немудрой еды.

- А многие ли вернулись с фронта домой в Шенкурск?

- Раненые возвращались в течение всей войны. Их привозили небольшими группами, и мы смотрели, как шли они, поддерживая друг друга, брели вдоль улиц города, худые и усталые, в проношенных, а порой и в простреленных шинелях.

А в 1945 году вернулись молодые ребята, они прослужили немного совсем. Они были веселы и охотно и радостно играли в футбол. А после матчей шли купаться в реке. И когда они раздевались, мы замечали, что у всех у них на теле раны: у кого не было руки, у кого обожжено лицо, у кого – огромные затянувшиеся рубцы. Но ребята радовались, что остались живы, что у них всё ещё будет впереди!

- А в школу вы ходили во время войны?

- Да, конечно, мы учились. У нас в 1943 году появилась замечательная учительница, мы её очень уважали и любили. До этого она служила в Мурманске радисткой. Валентина Ивановна приходила на уроки в военной форме. У нас вообще были замечательные учителя, всех помню до сих пор. А кроме школы мы жили, в общем-то, обычной жизнью: ходили в лес за грибами, за ягодами, продавали это потом на рынке, зарабатывали на хлеб. Ещё играли в футбол, правда, не было у нас мяча футбольного, поэтому пинали по очереди чью-нибудь шапку! Зимой катались на лыжах, сами как-то умудрялись изготовить себе лыжи! Летом – на речку бегали.

- А как встретили Победу?

- Помню, что все радовались очень, но многие и плакали! В каждой второй семье кто-нибудь погиб на войне. А я за это время повзрослел в два раза! Война закончилась – мне было уже 10 лет!

Маргарита Дьячкова, г. Архангельск.


Похожие материалы

Фото недели
Гранты губернатора
Нацпроекты. Создание комфорной городской среды
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Вместе. Поморье 2020-2022
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.