ЗЕМЛЯКИ
17:00 / 25 мая 2020
486

Коренная спасовлянка – Тамара Садофеева

Тамара Садофеева дважды возвращалась на малую родину и прожила на Спасском почти восемь десятилетий.

Я побеседовала с ней и узнала, много интересных фактов из её жизни.

– Тамара Петровна, вы – коренная спасовлянка?

– Родилась я на Спасском 29 августа 1933 года, хотя записана была 6 сентября. У меня были старшие сёстры Анна, Клавдия, Зоя и младшая Ия. Родители были разнорабочими. Анна жила и трудилась в Шенкурске. Меня четырёхлетнюю увезли в Мурманск, а в 1941 году началась война. Мой отец Пётр Петрович Дружинин сказал нам выезжать обратно на Спасское, пока шла эвакуация. Выехали на Спасское я, мама, Ия и Зоя. Старшая сестра Клавдия осталась в Мурманской области, работала портнихой, вышла там замуж и скончалась в 1944 году. 

Из Мурманска в Архангельск добирались на поезде в конце октября-начале ноября 1941 года. Только выехали из Мурманска, попали под вражеский обстрел, пришлось прятаться в лесу. А когда приехали в Архангельск, фашисты стали бомбить порт, мы прятались в бомбоубежище. Сестра Ия в такой тяжёлой дороге заболела дизентерией и скончалась по прибытии в Шенкурск, где и была похоронена. В 1942 году 15 мая мой отец был ранен и умер в госпитале Мурманской области на мысе Мишуков, похоронен в братской могиле.

– Каким было Ваше первое возвращении на малую родину?

– Председателем Спасско-Марецкого сельсовета в то время был Никанор Алексеевич Шатков. Он был хорошим знакомым нашей семьи. Моя мама Елена Фёдоровна находилась на первой группе инвалидности, поэтому он взял её работать надомницей. Время было тяжёлое. Часть моей одежды променяли в деревне на козу, которая зимой окотилась четырьмя козлятами, и всю зиму мы были с молоком. Хлеба давали мало, да и усадьба у нас была маленькая. Варили суп из крапивы, ели щавель, вместо чая заваривали берёзовый лист. Старшая сестра Зоя работала зимой в лесу, а летом на сплаве. Она закончила Шенкурское педучилище и по распределению была направлена на работу в Псковскую область. Сейчас ей 95 лет, она живёт в Ленинградской области. 

В первый класс я пошла на Мареке. Днём училась в школе, а по вечерам чесала овечью шерсть, а мама её пряла и сдавала в колхоз. Принимали шерсть килограммами. Со второго класса начала учиться в начальной школе на Спасском. На каникулах летом работала в колхозе «Красный путь». Работа была разная: лён рвала, стелила его, доски и тёс таскала. Колхозные поля – огромные, их пахали, косили. На больших скотных дворах Мареки и Спасского держали овец, коров и лошадей. 

После окончания начальной школы, в сентябре пошла в Шенкурскую восьмилетку на улице Карла Маркса. Городскую школу выбрала неспроста, здесь паёк хлеба давали больше – 350 грамм. В школу со Спасского и обратно ходила каждый день, в основном, босиком в любую погоду. Обувь была, но только на сухую погоду, а весной и осенью приходилось бегать по полям через канавы в худых обродках. Одевались во что придётся. Восьмой класс школы так и не закончила, забрала документы и отдала их в Шенкурское педучилище, куда меня приняли на специальность учителя начальных классов.

После окончания педучилища Вы стали работать учителем?

– После окончания педучилища меня направили на работу в Мезенский район в деревню Совполье. Когда приехала в Мезень, ночевала ночь, на следующий день пошла в роно, директор меня принял и сказал ехать в семилетнюю школу в село Жердь. На место привезли на лошади. Школа оказалась малокомплектной, я вела немецкий язык и физкультуру. Поселилась я в доме у Анисьи Анашкиной. Проработала в Жерди два года. Мама в письмах стала просить меня вернуться домой. Я рассчиталась и переехала жить на Спасское.

– Каким было Ваше второе возвращение на малую родину?

– Сначала меня направили работать учителем начальных классов в школе на Мареке. Спустя два года стала работать бухгалтером-ревизором в Литвиновском сельпо. В 1965 году освободилось место в Спасской библиотеке, проработала библиотекарем до 1989 года, пока не вышла на пенсию. В обязанности библиотекаря входили просветительские беседы в красном уголке на фермах Мареки и на Спасского. Была участницей Съезда культработников. Участвовала во всесоюзной переписи населения в качестве переписчика, причём, необходимо было переписывать не только население, но и скот, который они держали. Вышла замуж за местного, всю жизнь здесь прожила. Свадьба была в 1958 году на Спасском. Когда родилась старшая дочь, мы жили у свекрови, потом перешли жить к моей матери. А вскоре свой дом прикупили, в котором и прожили до 2018 года. Муж был отличным гармонистом, я подарила гармонь ему на день рождения. Помню, ездили с зятем в Вельский район её покупать. Устраивали молодецкие вечера и Дни деревни, много народу собиралось на праздники.

– Тамара Петровна, а хобби у Вас было?

– Я увлекалась шитьём, вязанием. Вязала спицами и крючком. Все свои изделия дарила родственникам и друзьям. Cочиняла стихи для себя и для семьи, а некоторые из них опубликовала в cборнике небольшим тиражом. С мужем Александром Тимофеевичем прожили в браке 60 лет, он скончался в 2018 году, и я переехала к младшей дочери в Шенкурск.

-–Благодарю за беседу!

В 1988 году Т.П. Садофеева была награждена значком Министерства культуры СССР «За отличную работу». Без малого 80 лет прожила она на Спасском и сейчас, находясь в Шенкурске, всего лишь в 12 километрах от своей малой родины, коренная спасовлянка скучает по родным пенатам.

Анна КУЗНЕЦОВА.

Фото Анны Кузнецовой.

Похожие материалы

Фото недели
Гранты губернатора
Нацпроекты. Создание комфорной городской среды
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Вместе. Поморье 2020-2022
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.