НАША ИСТОРИЯ
12:00 / 20 октября 2020
464

Архангельский школьник подготовил доклад на музейную конференцию в Шенкурске

В межрегиональной научно-практической конференции «Важский край в прошлом и настоящем», проходившей 8-9 октября, приняли участие, в том числе, и три ученика школ нашей области.

Среди них – ученик 9 класса гимназия №25 г.Архангельска Иван Беляев. Под руководством преподавателя СГМУ Елены Аркадьевны Шелыгиной Иван подготовил на конференцию доклад «Человек и река» (был представлен в видеоформате), посвящённый своему прапрадеду Павлу Максимовичу Усачеву. Эту работу мы и предлагаем вниманию наших читателей

Мой прапрадед - Павел Максимович Усачев всю жизнь прожил у реки, работал на реке, любил реку и это - река Вага.

Павел Максимович Усачев родился в 1900 году в деревне Труфановской Вараминского сельского совета. Уже 1914 году поступил служить гребцом на лодке у постового старшины, обслуживал фарватер на участке от села Химанево до реки Севчуги, работал 6 навигаций.

С 1921 года был назначен постовым старшиной, в 1930 году стал помощником начальника обстановочного участка, а в 1931 году - начальником обстановочного участка.

В 30-е годы работа речников-обстановочников была очень трудоемка и хлопотлива. На веслах они проходили многие десятки километров, дотошно изучали и промеривали каждый речной плес, каждый перекат русла. На всем его протяжении в соответствующих местах нужно было установить требуемые обстановочные знаки, зажечь фонари. Этим обеспечивался безопасный проход судов по фарватеру.

В те годы не было железной дороги через Вельск на Котлас. Весной по Ваге в реку Устью и на Вельск различные необходимые товары завозились в большинстве водным путем. Оттуда же увозили смолу, скипидар, живицу и многую другую продукцию Севера. Вот и требовалась хорошая обстановка фарватера по всей Ваге до Вельска, а по Устье - до Бестужево. За этим стоял огромный труд обстановочников - от простого рабочего-гребца до начальника района.

С 1934 Павел Максимович работал начальником 10-го участка, с 1954 года до ухода на пенсию занимал должность прораба этого же участка. В должности начальника обстановочного района П.М.Усачев проработал 30 лет. За время работы он поощрялся премиями в 1927, 1932, 1938, 1939, 1943 и в1946-ом годах. Получил грамоту Наркома речного флота, а в 1946 году - медаль за доблестный труд. Указом президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1954 года награжден орденом Ленина.

В 1960 году Министерство речного флота наградило ветерана знаком «Отличник социалистического соревнования» и почетными грамотами. Шенкурский городской совет народных депутатов присвоил Павлу Максимовичу звание «Почетный житель улицы имени В.И Ленина». Об этом упоминается в газете «Ленинец» от 1 мая 1981 года в статье Л. Клочковой «Улица моя, дома мои». К 80-летию П. М.Усачева в газете «Ленинец» №104 от 30 августа вышла статья А.Истомина «...От Двины ходили до Устьи» с фотографией Сергея Воронина. После выхода на пенсию в 1960 году Павел Максимович продолжал работать на реке лоцманом, ещё не одну навигацию.

Всю информацию о трудовой деятельности мы нашли в личных архивных документах Павла Максимовича. Это - автобиографии начиная с 1930 года, из личных листков по учету кадров, из справки, подтверждающей стаж работы в водной организации по обстановке фарватера по реке Ваге, по заверенной товарищами справке по совместной работе от 1940 года, по расчетным книжкам. В архивных документах Усачева содержатся различные справки, распоряжения, должностные обязанности, выписки из протоколов. Есть выписка из приказа о премировании за проявленную инициативу в деле использования массового взрывания в зимних условиях при разработке каменистых перекатов на р. Ваге от 20 октября 1951 года.

Рассмотрев биографию Павла Максимовича Усачева, мы хотим подробнее изучить развитие судоходства и обстановочного дела на реке Ваге, тем более, что в постовой книге 1945 года в «Памятке о начале судоходства и судоходной обстановки по реке Ваге», Павел Максимович упоминает 1878 год, когда пароход «Сухона» поднимается от Архангельска до Ваги и по Ваге до Спасской струги, что выше Шенкурска (Это был пробный рейс). В 1895 году начинается доставка грузов по Ваге на пароходе «Василий». 

В 1902 году пароход «Шенкурск» начинает делать регулярные рейсы Архангельск-Шенкурск. Затем появляются пароходы и буксиры «Федор», «Ваган», «Варлаам» и другие. С 1901 года здесь стала применяться береговая обстановка, с 1912 года - сигнальные мачты, с 1924 года - створная обстановка.

О судоходстве на Ваге также можно найти другую интересную информацию. Так, в газете «Правда Севера» в 1943 году в статье «Как на праздник» речь идет о пароходе «Ношуль», который ходил по Ваге. Интересный материал можно найти у профессора Фруменкова по истории судоходства на Севере, в газете «Речник Севера» за 1988 год, в материалах краеведа Кабринского, в архивных материалах.

Павел Максимович Усачев был уважаемым человеком в городе Шенкурске. Он с теплом относился к горожанам и, здороваясь, говорил: «Моё почтение!»

Иван Беляев, г.Архангельск.

Фото из архива автора и Сергея Воронина.


Фото недели
Гранты губернатора
Нацпроекты. Создание комфорной городской среды
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Вместе. Поморье 2020-2022
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.