В Шенкурском районе бережно хранят рецепты изготовления козуль
Рецепт из Соловков стал основой рождественских пряников-козуль Любови Савиновой из деревни Литвиново.
Пряничным искусством Любовь Александровна занимается с 2009 года. Основам старинного ремесла её научила на «Евдокиевских днях» народный мастер России Ирина Тихоновна Кольцова, она же передала рецептуру праздничного печенья.
– В каждом городе России выпекался свой пряник, – говорит Любовь Александровна. – Наш северный пряник – особенный, он отличается от других. Работа эта – очень трудоёмкая, кропотливая, но мне очень нравится этим заниматься. Даже черпаю в этом труде вдохновение.
Как только выпадает первый снег, начинается самое пряничное время. И ведь неспроста. В зимнее время всем нам нужна подпитка. Жжёный сахар издавна использовали при лечении кашля, гвоздика – прекрасный антисептик, корица разогревает кровь. Из-за использования целебных пряностей выпечка и получила своё название.
Как рассказала Любовь Александровна, пряности используются разные: мускатный орех, кориандр, кардамон. Имбирный пряник, например, был привезён в Архангельск в начале 19 века немецким купцом Вильгельмом Брандтом. Было это почти двести лет назад. Вместе с тем на севере России было распространено обрядовое печенье тетёры и козули. Фигурки разных животных из ржаного теста, в том числе и козы, выпекали в разное время года. Сейчас подобное печенье готовится путём смешивания пшеничной и ржаной муки, а пряные специи добавляются по вкусу.
Восьмой год в канун Нового года и Рождества Христова в Шенкурском краеведческом музее проходит авторская выставка пряничных работ Л.А. Савиновой. Мастерица давно сотрудничает с музеем, регулярно проводит мастер-классы, посвящённые росписи козуль.
В 2019 году Любовь Александровна изготовила пряник в виде шенкурского венца и успешно поучаствовала в акции «Архангельская область в прянике». А в 2016 году она стала победительницей областного конкурса «Герой нашего времени» в номинации «За личный вклад в сохранение и продвижение культурного наследия». Награда была связана не только с пряниками-козулями, но и с шенкурской росписью по дереву, лоскутным шитьём. Напомним, что десять лет в деревне Литвиново МО «Никольское» действовал ТОС «Рукамесло», объединивших всех тех, кому интересно сохранение народных ремёсел.
– Любовь Александровна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к увлечению народным искусством?
– Родилась я в Северодвинске. Однажды в детстве родители подарили мне большую коробку с цветными карандашами. Я нашла книжечку и разрисовала в ней каждую клеточку. Конечно, я не знала, что это был мамин паспорт. Тогда мне крепко досталось, но тяга к творчеству не пропала. В школе всегда любила заниматься оформительством, посещала изостудию. По специальности я – кассир-контролёр расширенных продовольственных товаров, проходила учебную практику в магазине на Яграх, всё время разрисовывала там стёкла витрин. Людям нравилось то, что я делаю. Когда пришла работать на Севмашпредприятие размётчиком-маркировщиком, там увидели, как я подписываю журнал и направили в художественную мастерскую. Там я и стала работать. Повезло с наставницей Лидией Алексеевной Осининой. Она – художник-косторез, никак не могла понять, почему я человека начинаю с глаза рисовать. Она – мой первый учитель профессиональных основ художественного мастерства. Позднее шесть лет до 1992 года трудилась в 32 хрустальном цехе Севмаша. Вот уж, действительно, это была работа по душе. В 1990 году мой труд отмечен и занесён в Книгу Почёта объединения с вручением соответствующего удостоверения.
Двадцать восемь лет назад по семейным обстоятельствам наша героиня переехала на жительство из Северодвинска в Шенкурский район. Её дочка вышла замуж и уехала жить в Санкт-Петербург. С рождением внука Любовь Александровна стала часто посещать северную столицу, где прошла обучение при Александро-Невской лавре по предметам: северные ремёсла, изготовление матрёшки, глиняной игрушки, пейзаж, основы рисунка, иконописи и фресковой живописи и другим дисциплинам.
– Это моё единственное искусствоведческое образование, – с улыбкой поясняет моя собеседница. – Учиться нравилось, всё было очень интересно, отличные педагоги. Я даже там преподавала некоторое время глиняную игрушку. В 2007 году уже представляла свои работы в выставочном центре «Евразия». Тогда же ко мне подошла женщина, которую заинтересовал мой головной убор – шенкурский повойник. В результате я сделала ей на заказ семь шёлковых повойников разного стиля. Сейчас они находят в Италии, в частной коллекции.
С 2008 года житель Санкт-Петербурга Виктор Атларов также перебрался на постоянное место жительства в шенкурскую деревню Литвиново. Вместе Любовь Александровна и Виктор Сергеевич уже двенадцать лет. Этот союз стал плодотворным в творческом плане для обоих супругов. И каждый год, как только выпадет первый снег, хозяйка начинает свои хлопоты с рождественскими пряниками-козулями.
– Теперь в пряничном искусстве есть много интересных красителей и новаций, – признаётся мастерица. – Есть, с чем экспериментировать. Сначала я использовала для глазури только ягодные красители – на основе северных ягод. Это более трудоёмко, но натурально, больше соответствует традиции, да и мне самой больше нравится. Однако востребована сегодня яркость, а не натуральность. Ну, тут на вкус и цвет товарища нет. Использую разную глазурь для своих козуль.
– Любовь Александровна, некоторые ваши пряники – настоящее произведение искусства. Жалко есть такую красоту!
– Жалеть ни в коем случае нельзя! – отвечает Любовь Савинова. – Не стоит долго хранить пряники. Нужно обязательно кушать эту красоту, чтобы эта красота потом шла уже из вашей души.
При желании, любой сегодня может научиться печь ароматные пряники с глазурью. Козули – отличный подарок на Новый год и на Рождество не только детворе, но и взрослым. Радостно, что народные традиции прежних времён живы на шенкурской земле.
Теплится надежда, что и через сто лет наши потомки не забудут удивительный вкус рождественских пряников.
Светлана Соболева.
Справочно
Коза из Шенкурска
«Архангельская губерния, г. Шенкурск.
Козули – пряник из ржаного теста в виде фантастической козы, покрытий лепными листочками из пшеничного теста. Пекли на Рождество и Крещение. Общая высота – 16 см.
Коллекция получена в дар государственному этнографическому музею СССР от Архангельского общества краеведения в 1925 году».
Из архивной выписки государственного этнографического музея г. Санкт-Петербурга. К сожалению, фотография этой козули не сохранилась, но выписка о фантастической козе из Шенкурска имеется.