ЧЕЛОВЕК И ДЕЛО
15:30 / 22 мая 2021
919

Григорий Чухин завершает работу над документальным фильмом о шенкурском музее

18 мая свой профессиональный праздник отметили работники музеев всего мира. В этой публикации хочется рассказать о человеке, не музейщике по профессии, но к музеям нашей области имеющим самое прямое отношение.

   Музейная трилогия

Незадолго до нашей встречи, в сети Интернет появилась ещё одна приятная информация из этой же сферы: Григорий Чухин удостоился премии Архангельской области в сфере культуры и искусства за создание трилогии документальных фильмов «Три столетия музеев: Вельск, Каргополь, Сольвычегодск».

С этого мы и начали наше общение в одном из залов шенкурского музея, где мой собеседник проводил съёмку экспонатов для нового проекта.

- Скажи, пожалуйста, Григорий, ожидаема ли была эта областная премия, или она стала неожиданным сюрпризом для тебя?

- О том, что меня выдвинули на премию, я узнал заранее, но вот то, что её вручат – было неожиданно и приятно. Здесь хочется отметить, что эту трилогию мы создавали совместно с моим давним другом, телережиссёром Татьяной Бородиной. Мы сотрудничаем где-то с 2005 года, привлекаем друг друга в свои проекты. Сценарий этих фильмов преимущественно Татьяны, а техническая часть, операторская работа, монтаж – моя.

   «Говорящие» экспонаты

- Как появилась идея фильма о нашем музее?

- Во-первых, это - логичное продолжение работы над фильмами к 100-леотним юбилеям сольвычегодского, каргопольского и вельского музеев. И, во-вторых, вообще давно мечтал поработать в Шенкурске. Я давно работаю со структурами сферы культуры, общественными движениями, например, в Устьянах, Пинеге, Каргополе, Архангельске; получается, езжу вокруг Шенкурска и никак в нём не остановлюсь! Ранее, бывало, звонит директор шенкурского музея Лариса Евгеньевна Князева и спрашивает про мои планы на Евдокиевские дни, а я: «Я бы с радостью, но меня год назад на эти даты зафрахтовала Пинега». Очень часто мероприятия в разных местах наслаиваются друг на друга.

Так что идея давно напрашивалась. Лариса Евгеньевна и нынешний директор шенкурского музея Светлана Николаевна Кузнецова охотно поддержали её. Финансовую поддержку оказало областное Министерство культуры. Работа началась.

- Как построен сценарий фильма?

- В чём-то теперь мне проще: ведь выпущено 3 аналогичных фильма, теперь надо создать нечто технологически подобное. Но здесь есть своя специфика. Те 3 фильма были с похожей сюжетной линией: основатели музеев тогда и их продолжатели сейчас. С Шенкурском же сложнее: здесь нет такого построения сюжета, а будет рассказываться обстановке, в которой создавался музей, о том, что предшествовало этому событию. Те события и создадут тон фильма. Фильм не только об экспонатах и коллекциях, но и о человеческих историях, о предметах с человеческими историями. Разумеется, все истории охватить невозможно, поэтому будут некие акценты, благодаря которым можно будет получить представление и об истории, и о современной жизни музея, о том, чем его сотрудники заняты, а работы у них в самом деле очень много и самой разной!

- Соответственно этой концепции и подбирались музейные экспонаты для съёмок?

- Да, мы выбирали экспонаты, через которые можно было бы показать знаковые события из истории музея. Выбрали несколько коллекций. Например, работы художника-примитивиста Михаила Андреевича Кичина, который, к тому же, 14 лет возглавлял шенкурский музей. Художники – они ведь тоже своего рода документалисты. Или – экспонаты по Шенкурской операции времён гражданской войны. Бэкграунд, выражаясь по-современному.

   «ПроДвижение»

- Григорий, областную премию сейчас ты получал, как председатель автономной некоммерческой организации «ПроДвижение». Расскажи, пожалуйста, о ней.

- Организация создана в 2016 году. Работаем мы по двум направлениям, первое - развитие доступной среды людей с ограниченными возможностями здоровья. Участвовали здесь в нескольких проектах, например, в создании интернет-портала, кабинета нейрореабилитации при областной клинической больнице, где наряду с классическими средствам реабилитации людей с травмами головного мозга применяются и самые современные технологии. Инициатором проекта была врач-невролог Нина Минувалиевна Хасанова.

Второе направление - работа в сфере культуры по линии медиа. Сами инициируем проекты, нас приглашают властные структуры, общественные организации для обучения работы по данному направлению. Например, в Карпогорах для молодёжи реализовывался проект «Кино и телевидение». Снимали видеоролики, монтировали. В результате получилась видеоэкскурсия по Верколе, основанная на произведениях Фёдора Абрамова. Опыт понравился. Меня туда и дальше стали приглашать. В результате создали в Карпогорах молодёжную медиастудию. Там ребята умеют делать всё - от новостей до крупных форматов. Закуплено студийное оборудование, звук, свет, камеры и т.д. Это на средства президентских и региональных грантов. У пинежан хорошие результаты, поэтому им гранты охотно и дают.

   Истоки

- Очевидно, из той же сферы и твоя работа в Шенкурске прошедшей зимой?

- Да, на областном конкурсе для АНО, реализующих проекты в сфере культуры, прошёл наш проект «Школа самопрезентации для мастеров и художников Архангельской области». Мы рассказывали, как снять видеоролик с помощью смартфона, смонтировать его, обеспечить хороший звук, сделать публикацию, написать текст, причём, неканцелярским стилем – так, чтобы «зашло». Участвовали я, Татьяна Бородина, и к нам присоединилась Наталья Бабайцева. Информация делилась на 3 составляющих: техническая часть, режиссура и русский язык. Всё это мы попытались вместить в небольшой курс, который включал 4 вебинара, потом участники делали домашнее задание, а далее прошло 5 семинаров в разных местах - очные встречи по 3-5 дней каждая. Занятия велись на основе нашей личной практики, опыта в сфере медиа вообще. Минимум теории.

- Кстати, по поводу обучения. А как ты пришёл в кинодокументалистику? Можно ли сказать, что здесь тебе помог опыт работы в редакции «Важского края»?

- В какой-то степени – да. А началось всё с фотоаппарата «Смена», который мне отец подарил, когда я учился в школе. Показал, как фотографировать, делать снимки и т.д. Видимо, тогда и появился интерес к работе с визуальными образами. В редакцию я пришёл, когда газету переводили с горячего лить на компьютерную вёрстку, поэтому, конечно, первоначальные навыки получили дальнейшее развитие. Когда потом переехал в Онегу, занимался дизайном и вёрсткой малотиражной продукции.

А непосредственно в сферу телевидения я попал 2004 году, принимая участие в создании частной телестудии. Определённые навыки у меня уже были. Оставалось подобрать компьютерные программы, почитать, кто что об этом пишет. Потом появилась Татьяна Бородина, которая базово расписала штат телестудии, все специальности, которые там должны быть. Тогда плотно с видео я и стал работать. Появилось понимание системной работы, как делаются разные жанры фильмов. С тех пор этим занимаюсь и до сих пор мне это интересно!

- То есть профильного кинообразования у тебя нет?

- Нет. В своё время я получил рабочие профессии электрогазосварщика и водителя в Вельской лесотехнической школе, учился в лесотехническом колледже и в АЛТИ – на инженера информационных систем. Работая в редакции, я съездил в несколько других редакций посмотреть, как там газету верстают, на несколько семинаров для ответственных секретарей. Вот, собственно, и всё. Остальное – практика. К тому же в последние годы практически всё и обо всём можно найти в интернете, в том числе – и по киноделу. Разобрано всё досконально. Но живой опыт, живое общение с коллегами из этой сферы, конечно же, ничего не заменит.

- Вернёмся к новому фильму. Когда он будет готов и его можно будет увидеть?

- К концу мая мне необходимо подготовить черновой вариант фильма, и до 10 июня сделать его полностью. Так что сроки такие.

- Будем ждать этого события. Удачи тебе в работе! Спасибо за беседу.

Беседовал Николай Романовский.

Фото автора.

Плашка избранное.jpg

Похожие материалы

Фото недели
Гранты губернатора
Нацпроекты. Создание комфорной городской среды
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Вместе. Поморье 2020-2022
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.