НАШ ОКРУГ
19:30 / 09 сентября 2021
560

В июне 2021 года вышла в свет книга «Суланда. История одной Шенкурской волости».

Автор книги Андрей Зобнин  родом из суландской деревни Сараевской Шенкурского района. Он считает Суланду не малой, а большой родиной,  пусть и на малой территории.
                                      

               Здесь я дома!

Татьяна Шунина побеседовала с автором о том, когда и почему он увлекся историей, как работал над книгой.

– Андрей Николаевич, расскажите немного о себе. Почему Вы считаете своей малой родиной Суланду?

– Мне не нравится выражение «малая родина». Для меня Суланда – родина большая, пусть и на малой территории. Я родился в 1962 году в деревне Сараевской Шенкурского района в семье следователя Николая Андреевича Зобнина. Духовная привязанность к Суланде, к Шенкурской земле зародилась, наверное, еще в раннем детстве. Сначала это бабушка с шаньгами и молоком, залитая солнцем деревня и маленькая теплая речка. Затем – рассказы отца об истории нашей семьи. Он и определил выбор моего жизненного пути, ориентиров. Он посеял во мне интерес к истории моей шенкурской родины.

 – Но в школу Вы пошли уже не в Шенкурске? Кто Вы по профессии, чем занимались?

– В 1965 году умерла мама, через год отец увез нас, четверых детей, в Коряжму. Затем его переводили по службе в Котлас, Мирный. После школы я поступил в Серпуховское высшее командно-инженерное училище. Закончил его в звании офицера ракетных войск стратегического назначения. Потом 14 лет занимался испытаниями вооружения на флотах Черного и Баренцева морей. Окончил Севастопольскую водолазную школу, прошел парашютную подготовку.

– Получается, что всю жизнь Вы осваиваете новые профессии?

– Получается так. В 2000 году перед выходом в запас в звании майора я окончил Южно-Уральский университет по специальности «менеджер-экономист». Сейчас работаю начальником производства в одной из компаний под Петербургом.

 Интерес к истории

– Когда увлеклись историей?


– Это началось в детстве с приключенческих книг, фильмов, вечерних рассказов деда и отца. Роман В. Каверина «Два капитана» увлек меня романтикой полярных исследований. Во время командировок на базы подводных лодок Северного флота я окончательно «заболел» Севером. Со временем понял, что этот интерес должен во что-то вылиться. Так я начал изучать документы сразу по четырем направлениям: история моего рода, Суланды, Гражданской войны на Ваге и полярных экспедиций.

– Начали с родословной?
– Первым исследованием стала работа в Архангельском областном архиве в начале 1990-х годов. Там сохранились метрические книги, исповедальные росписи и переписи по Шенкурскому уезду до половины XVIII века.

Родословную составлял около 4 лет, просмотрел сотни документов. Поиск в архивах – захватывающее занятие, сродни приключениям. Затем всё это переросло в неутолимый интерес к истории родных мест, который со временем не уменьшается.

Книга о морских экспедициях
– В 2020 году вышла Ваша книга «Тайны трех полярных экспедиций 1912 года». Чему она посвящена?

– Это исторические очерки. Они посвящены трагическим историям полярных экспедиций Г. Я. Седова, В. А. Русанова и Г. Л. Брусилова, вышедших в Арктику летом 1912 года.

– Книге предшествовала необычная история. Посвятите в неё читателей.

– В 2011 году мне захотелось организовать арктическую экспедицию к 100-летию трех полярных морских походов 1912 года. Насколько сложно воплотить проект, я не особенно представлял. С идеей экспедиции отправился в штаб-квартиру Русского географического общества в Санкт-Петербурге.

Оказалось, что деньги грантов РГО были распределены заранее. За год я написал сотни писем по разным адресам. Многие поддержали идею экспедиции. Но деньги на ремонт шхуны «Юный Балтиец» внесли в бюджет Санкт-Петербурга только на 2013 год. Пришлось писать по тем же адресам письма с извинениями. Чтобы подвести черту под этой историей, написал книгу «Тайны трех полярных экспедиций 1912 года».
«Считаю себя исследователем»

– Вы работаете в жанре нон-фикшн (в переводе с английского - «невымысел»). Согласно его законам, автор документально, наиболее реалистично и точно изображает события и персонажи. Что для этого нужно? Кем Вы себя считаете: писателем, краеведом?

– Мне интересно находить новую информацию и анализировать события. Считаю себя больше исследователем, а не писателем. Просто захотеть и сесть писать книгу в этом жанре не получается. Важен неугасимый интерес к теме, который помогает собрать материал. Здесь может оказаться важной каждая мелочь.
Бывает, когда тема вынашивается годами. И вот когда приходит осознание, что ты можешь сказать больше, чем сказано до тебя, когда пазлы событий складываются в целостную картину, – вот тогда нужно сесть и начать писать.

– Что самое трудное в работе над историческими очерками?

– Написать так, чтобы интересно было читать, чтобы текст был информативным и одновременно легким для восприятия. Случаются и финансовые затруднения. Я не зарабатываю на книгах. Цену определяю просто: сумму, затраченную на тираж, делю на количество книг.

– Гражданской войне на территории Поважья посвящена Ваша книга «Противостояние». Мы слышали о ней восторженные отклики. Исследование получилось обстоятельным, подробным, объективным. Как рождалась книга?

– Давний интерес к Гражданской войне в Шенкурском уезде привел меня в архив РУФСБ по Архангельской области. Там я познакомился с делом Максима Ракитина – уроженца Верхопаденьги, расстрелянного лидера белого движения. Судьба этого человека настолько меня захватила, что я дал себе слово написать о нем. За 10 лет работы накопилось так много материала, что пришлось разделить его на два исследования. Книга «Противостояние» вышла в свет в 2018 году. Скоро закончу биографический очерк о Максиме Ракитине.

– Ваше освещение темы отличалось от принятого в советские годы?

– Серьезных исторических работ по Гражданской войне на Ваге ни в советский, ни в постсоветский периоды не было. Публиковались только отдельные документы и воспоминания. Они отражали эти события односторонне, в соответствии с царившей тогда идеологией. Я же хотел показать события с разных сторон.
Эльдорадо для краеведа

– Как возник замысел книги о Суланде?

– Хотелось проникнуть еще в глубь веков. Материалы по древней истории Важских земель сосредоточены в Научном архиве Института российской истории РАН (Санкт-Петербург), РГАДА – Российском государственном архиве древних актов (Москва) и Государственном архиве Архангельской области.

С переездом в Санкт-Петербург я увлекся работой в архиве Института российской истории. Тогда в родословной продвинулся к концу XVI века. Там и начал накапливаться материал по древней истории Суланды. Это не архив – эльдорадо для важского краеведа! Огромное количество информации, сотни документов с описанием волостей Шенкурского уезда! Мне удалось обнародовать лишь малую часть того, что там хранится. Удивительное ощущение, когда открываешь 10-килограммовый фолиант XVII века и читаешь то, что до тебя никто не видел на протяжении нескольких столетий… Со временем понял, что накопленный материал надо систематизировать и показать людям.
Книга о Суланде

– Вы используете 118 источников. Цифра впечатляет. Дайте, пожалуйста, читателю краткое представление о книге. Какие темы она освещает?

– Собранную информацию я разложил в хронологическом порядке от ледникового периода и примерно до конца XVIII века, разделил на отрезки – 22 главы. Основные темы книги: гидронимы и местные фамилии, первые поселения, чудь, торговые пути, история прихода и его храмов, участие земляков в войнах и другие.

Две главы немного не вписываются в общую хронологию. Глава «Крестьянское хозяйство» посвящена времени с середины XVII до половины XIX века. В главе «Суландские пастыри» рассказано о местных церковнослужителях за период с 1626 г. – времени образования прихода – до 1930-х годов.

– Кому адресован Ваш труд?

– Книга написана в первую очередь для суланжан. Она содержит полные переписи населения волости с 1664 по 1745 годы. Используя их, каждый уроженец Суланды сможет составить свою родословную почти до 12-го колена. Но история этой местности – часть истории всего Севера. В книге есть ответы и на многие другие вопросы о прошлом уезда.

– В книге много иллюстраций: фотографий, карт. Кто выполнял чертежи, рисунки?

– Рисовал я сам. Чтобы сделать схемы расположения деревень и эскизы фасадов церквей, использовал компьютерные программы: фотошоп и графический редактор. Верстал книгу в компьютерной программе.

Источники вдохновения
– Знаю, что Вы увлекаетесь живописью. Что изображено на полотнах, что дают эти занятия?
– В 1990-х годах, когда не платили зарплату, пришлось почти профессионально заняться живописью. Портреты, пейзажи, натюрморты… Сейчас понемногу возвращаюсь к этому занятию – очень хороший релакс. Пишу цикл картин по теме «Ушкуйники на Ваге».

Когда увлечен, отдых не нужен: и пишется хорошо, и вообще жизнь кажется светлее. Как писал В. Конецкий, «Беру кисть и время останавливается…».

– Некоторые жители считают район неперспективным, не лучшим местом для жизни, «дырой». Что значит для Вас Суланда?

– Шенкурский район (уезд) и особенно Суланда для меня – центр вселенной. Пусть я живу на расстоянии, но это только прибавляет блеска в моих глазах и интереса к истории родных мест. Здесь, как нигде, я ощущаю себя дома!

Татьяна Шунина.
Фото предоставлено Татьяной Шуниной.


Похожие материалы

Фото недели
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.