НАШ ОКРУГ
19:00 / 26 мая 2023
492

Три варианта строительства моста через Вагу предлагалось в девяностые годы прошлого века

Об этом газете «Важскский край» рассказал бывший председатель Шенкурского райисполкома (с ноября 1988 года), а затем глава администрации Шенурского района (до декабря 1994 года) Николай Викторович Тяпкин.

– Вопрос о строительстве моста через Вагу рассматривался очень давно. Ещё до революции 1917 года, когда Мурманская область называлась Александровским уездом и входила в состав Архангельской губернии, были проведены предпроектные изыскательские работы по строительству железной дороги от Александровска через Шенкурск с выходом на город Котлас. К этому был причастен выдающийся художник Борисов, – напомнил собеседник. – Не надо забывать, что тогда Шенкурск был одним из значимых городов Архангельской губернии. В Шенкурском уезде по первой переписи проживало 76 тысяч человек, а перед революцией – более 100 тысяч. Так что моё знакомство с этой темой идёт ещё отсюда.

  – Николай Викторович, по газете «Ленинец» за 1990 год можно видеть, какой животрепещущей темой было для читателей строительство моста через Вагу.

 – Тогда, действительно, подрядчиком Автодором были проведены предпроектные работы и их технико-экономическое обоснование по строительству моста через Вагу. Заказчиком работ выступило управление капитального строительства облисполкома. Рассматривались три варианта строительства моста: в самом Шенкурске, через остров Зелёный и через Шёлашский лесопункт.

 Технико-экономическое обоснование показало, что мост – очень дорогой, потому что Вага была не только сплавная, но и судоходная река. Поэтому нормативы требовали строительства капитального моста всесезонного действия, причём до деревни Шипуновской предполагалось строительство дамбы или насыпи. Несмотря на свою дороговизну лет через сто этот мост всё же окупался.

 – Что же произошло потом?

 – Михаил Михайлович Кудряшов, который в 1990 году поддерживал строительство моста, в том году не был избран в областное Собрание. От нашего района на выборах вместе со мной прошли ещё два депутата: Сергей Андреевич Перетягин и Альберт Александрович Чертов. Тогда вопрос о строительстве моста через Вагу в областном Собрании депутатов больше не ставился, а через год в декабре 1991 года произошёл развал СССР, а ещё через год нас, областных депутатов, распустили силовым методом – Указом Бориса Ельцина.

 Так что проект моста через Вагу ушёл в историю, экономика рухнула. В то время влияние общественности на эти процессы было очень мало. В основном, всё решала экономика, решали чиновники.

 – Третья попытка построить мост через Вагу была предпринята главой Шенкурского района Сергеем Котловым при губернаторе Архангельской области Игоре Орлове?

 – Да, тогда опять же договорись с «Архангельскавтодором». Его руководитель Игорь Пинаев (он ушёл в отставку 23 мая 2022 года – С.С.) на встрече в районной администрации, в присутствии районных депутатов заявил, что после строительства аварийного моста через Вагу в Вельском районе и после строительства моста в Северодвинске можно будет строить мост в Шенкурске – при наличии документации.

Глава района Сергей Котлов сказал, что предпроектная и проектная документация готовятся. Однако это не дало результата, в итоге три попытки строительства моста через Вагу не увенчались успехом. Я полагаю, что только при поддержке общественности можно этот вопрос снова поднять и решить.

На мой взгляд, мост всё-таки надо строить, не зависимо от того, что от Шенкурска мало что осталось.

 Беседовала Светлана Соболева.

Для сведения: Александр Алексеевич Борисов – первый живописец Арктики. С 1914 по 1934 годы он не только работал над своими картинами, но и разрабатывал проекты курорта «Солониха», а также строительства Великого Северного железнодорожного пути.

Похожие материалы

Фото недели
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Вместе. Поморье 2020-2022
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.