Отправной точкой в работе над этой публикацией можно считать сообщение на страничке ВКонтакте «Лыжные Гонки» (одноимённого направления в ДЮЦ Шенкурской средней школы) от 30 июля т.г.:
«Поздравляем с поступлением в Российский Государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (г. Москва), а также в Национальный Государственный университет спорта, физической культуры и здоровья им. Лесгафта (г.Санкт-Петербург) Анастасию Дерябину!!! В рейтинге абитуриентов по сумме набранных баллов Настя на первом месте в списке, причем – в обоих вузах!»
Прошло ещё немного времени, и Анастасия (одна из лучших выпускниц Шенкурской средней школы текущего года), окончательно останов свой выбор на вузе в Санкт-Петербурге, вернулась домой. Тогда и состоялась наша беседа.
Давний выбор
– Скажи, пожалуйста, Настя, ты целенаправленно поступала в два самых престижных спортивных вуза нашей страны?
– Да, я давно выбрала это направление. С тем, что хочу стать лыжным тренером, я определилась, наверное, в 7-ом классе. Лыжами занимаюсь со 2-го класса. Моя бабушка, Нина Евдокимовна Семушина, отвела меня тогда к Елене Станиславовне Лазаревой. Здесь, в ДЮЦ, я и занималась лыжами по 11-ый класс.
– То есть – затянуло?
– Да, я увидела, как работает Елена Станиславовна, чем она занимается, кто такой тренер, какие у него обязанности и т.д. Наблюдала это на соревнованиях. Представила себя в этой роли и поняла, что профессия тренера мне нравится, и я вижу себя в ней.
– Но уметь что-то самому и учить этому других – разные вещи.
- Конечно. Спортсмен и тренер – разные профессии, и, опять-таки, быть спортсменом у меня не очень получилось. В спорте мои достижения достаточно скромны. Лучший сезон у меня, наверное, был в 8-ом классе, когда я выполнила 1-ый взрослый разряд по лыжным гонкам. Занималась я спортом, чтобы стать тренером. Чтобы была база, чтобы самой пройти этот путь и потом вести по нему других.
– То есть огромную роль сыграл пример Елены Станиславовны?
– Да, я всегда на неё равнялась и благодаря ей, можно сказать, узнала эту профессию изнутри.
ЕГЭ – важно!
– Как ты считаешь: за счёт чего тебе удалось пройти поступление сразу в два таких престижных вуза?
– В первую очередь – за счёт результатов ЕГЭ по русскому языку и биологии. Плюс – баллы вступительных испытаний по физкультуре непосредственно в вузах. Там были и теория, и физические испытания. В качестве практики в Москве я сдавала кросс, отжимание и имитацию техники лыжной ходьбы – это как будто поднимаешься в гору на лыжах, но пешком (лыжники используют это для занятий летом); в качестве техники там показывали роллерный коньковый ход. В Санкт-Петербурге также бегали кросс, сдавали 2 имитации – классическим и коньковым ходом. И за счёт того, что я хорошо сдала ЕГЭ, общие баллы получились в сумме там и там высокими.
– То есть при поступлении в спортивный вуз нельзя надеяться исключительно на свои физические возможности?
– Да, получается, что физкультура даёт только треть от необходимой суммы баллов. Не сдавшие хорошо ЕГЭ при поступлении были на грани.
Бесценный опыт
– Ты в будущем видишь себя спортивным тренером. А не приходилось ли уже пробовать себя в такой роли?
– Для полноценных тренировок других у меня ещё нет образования и мало опыта, но доводилось помогать Елене Станиславовне на соревнованиях, на тренировках, в поездках в летние лагеря и т.д. Ну и, наверное, самый интересный опыт был тогда, когда Елена Станиславовна взяла меня в качестве помощника на областные лыжные соревнования на призы газеты «Пионерская правда». Там я буквально окунулась в работу тренера! Мы подавали предварительно документы на ребят. Вставали гораздо раньше остальных, выходили на улицу откатывать болванку, смотреть, какой лучше сегодня едет парафин. Если не угадали – быстро перепарафинивали лыжи. Надо было вовремя разбудить ребят, оправить их на завтрак. И ложились спать мы позже спортсменов. На трассе соревнований «вели» ребят, подсказывали им их текущие результаты, чтобы они могли ориентироваться и т.д. В общем, там здорово пополнился мой организационный опыт. Я ещё больше влюбилась в эту профессию!
– Я так понимаю, работать с людьми тебе помогает и волонтёрский опыт?
– Разумеется. И вообще умение взаимодействовать с людьми (не только в рамках волонтёрства), а это умение развивается только в коллективе.
Любимая наука
– Каким ещё направлениям деятельности ты уделяла внимание в школьные годы?
– Я выступала на олимпиадах. Мы с моим педагогом Надеждой Владимировной Варенцовой много времени этому уделяли. Например, я участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии, биологии. А ещё на олимпиадах по ОБЖ стала с 10-го класса выступать. Это – важная часть моей школьной жизни.
– А любимым школьным предметом была…
– Биология, конечно! Люблю биологию! Это – наука, которая объясняет буквально всё в нашей жизни, поэтому очень важно её знать! Биологические процессы – в основе всего! Биология может объяснить любое действие, любое поведение человека.
– Твои родные, конечно же, обрадовались твоим успехам при поступлении?
– Очень! Конечно, перед этим в процессе выбора направления дальнейшей учёбы звучали и другие варианты, например – IT-сфера (до 9-го класса я участвовала в олимпиадах по информатике), но я была непреклонна – буду тренером! Ну и была уверенность, что высокие баллы по ЕГЭ – это хорошая подушка безопасности. Даже если пойдёт что-то не так со вступительными испытаниями, то шанс поступить всё равно остаётся!
Планы
– Как долго тебе учиться в вузе?
– Бакалавриат длится 4 года. Итогом будет диплом тренера-преподавателя по избранному виду спорта, в моём случае – по лыжным гонкам: здесь не готовят таких универсалов, как учителя физкультуры. Избранный вид спорта преподаётся на протяжении всех 4-х лет, хотя параллельно изучаются и базовые виды – чтобы иметь о них представление. Такая узкая направленность.
– Твои планы после вуза.
– Пока трудно планировать, 4 года всё же… Хотелось бы глубоко изучать анатомию, физиологию, биохимию человека, чтобы тренировать не по наитию, а на основе новейших достижений науки. Возможно, для этого необходимо будет пройти магистратуру. Но – посмотрим… Наверное, мне сейчас более интересен детско-юношеский спорт. Возможно, я вернусь в наш город – я люблю Шенкурск и мне хотелось бы здесь жить. Может, эти планы изменятся, но пока они такие.
– В любом случае хочется пожелать, чтобы все твои жизненные планы сбылись! Спасибо за беседу и – ещё раз с успехом тебя!
Беседовал Николай Романовский.