СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
19:00 / 07 января 2024
277

Заслуженного врача Григория Андриановича Ошуркова помнят жители села Ровдино

Ведущий библиотекарь Ровдинского БКЦ Елена Михайловна Микерова потратила немало усилий и времени для сбора материалов о своих предках, о деде Григории Андриановиче Ошуркове. История семьи была темой её выступления на вторых Овсянкинских чтениях.

Григорий Андрианович Ошурков – заслуженный врач Российской Федерации, хирург, мой дед. История его жизни созвучна истории нашей страны.

От начала 19 века

Несколько лет назад я начала составлять родословную рода Ошурковых. По семейным преданиям, самый старший из известных нам предков – Федул Васильевич Ошурков, крестьянин деревни Палыгинской, родившийся 4 апреля 1806 года, умерший 5 марта 1881 года. На его могиле каменная плита с выбитыми годами жизни его, жены Фёклы Степановны (скончалась 19 июня 1866 года) и сына Петра, умершего 29 апреля 1861 года. У Федула Васильевича было пять сыновей: Григорий, Павел, Пётр, Антон и Андрей.

Вероятно, старшим сыном был Григорий, так как по хранящейся в семейном архиве «Платежной книжке» до 1879 года главой семейства являлся Федул, а далее – Григорий Федулович. Григорий был не женат и бездетен. Андрей был женат на Евдокии Сергеевне, детей у них не было. У Павла Федуловича было трое детей: Андриан, Михаил, Серафима.

Прадед Андриан

Моим прадедом является Андриан Павлович, родившийся 26 июля 1872 года. Его женой стала Анна Григорьевна Волынская, мещанка города Шенкурска. Сведения о её рождении мне удалось отыскать в Метрической книге Шенкурского Собора: 19 января 1887 года, родителями её были Григорий Людвигович и Марианна Семёновна Волынские.

По фамилии и отчеству отца можно судить, что он польского происхождения. Мне не удалось выяснить, как и где познакомились Андриан Ошурков и Анна Волынская, где поженились, известно только, что жили они в Санкт-Петербурге. Андриан Павлович работал кондуктором, а потом обер-кондуктором на железной дороге, обслуживал поезда Санкт-Петербург – Ревель.

В семье родились дочери Татьяна (1899), Екатерина (1901) и сын Григорий (1904), четвёртое поколение рода Ошурковых. По многочисленным открыткам того времени, хранящимся в нашем семейном архиве, мы можем узнать адрес их проживания: Санкт Петербург, Дровяная улица, дом 14, квартира 73. Все дети учились в гимназии, это видно и по гимназическим формам на фотографиях. Кроме того, все трое были членами общества «Труд и отдых», Катя и Таня в списке старшей группы, Гриша – младшей.

Жили небогато, но в достатке, судя по одежде на фотографиях. Очевидно, Андриан Павлович зарабатывал неплохо. Его тётя Авдотья разрешила ему пристроить к её дому двойни, что он и сделал в 1908 году. Была у него мечта поставить мельницу на речке Кирменьге, даже лес уже был заготовлен, но после революции из этого леса был построен дом для самого бедного крестьянина Усть-Пуи, дом этот стоит до сих пор. Дети на каникулы ездили к родственникам в деревню Палыгино, хотя, наверное, путь этот занимал немало времени.
В 1917 году случилась беда: восемнадцатилетняя Татьяна, возвращаясь из деревни в Санкт-Петербург, простыла, заболела менингитом и умерла. Я читала письмо Андриана Павловича, где он рассказывает о смерти дочери – сколько горя в этих строчках! Жаль, что письмо где-то затерялось.

Очень скоро в семье случилась ещё одна беда: 9 января 1918 года погиб отец, Андриан Павлович. У нас хранится целая папка документов, свидетельствующих об этой трагедии: акт, выписки из указов Петроградского сиротского суда, заявления, удостоверения, рапорт, справки. В акте, подписанном дежурным по станции Линдманом и помощником комиссара Красное Село Замориным читаем: «После отхода поезда №601 был обнаружен попавший под поезд главный кондуктор Андриан Ошурков, раздавленный насмерть. Кондуктор Шиманюк объяснил, что когда Главный дал сигнал к отправлению, машинист на его сигнал не ответил, тогда Главный подошёл к паровозу, и поезд отправился. Ошурков не успел вскочить в кондукторский вагон, ему помешал снег от заносов, в конце станционной платформы он оборвался и попал под поезд».

Григорий стал хирургом

Семья осиротела и осталась без средств к существованию. Спустя год после сбора всех справок и заключений были назначены ежегодные пенсии: вдове 1969 рублей 17 копеек, дочери Екатерине 458 рублей 19 копеек, сыну Григорию 779 рублей 83 копейки. Чтобы легче было выжить, семья уехала в Архангельск, где Екатерина поступила на курсы бухгалтеров, а Григорий в ремесленное училище, по окончании которого ему вручили путёвку для получения высшего образования.

В 1922 году он возвратился в Петроград, поступил в Первый медицинский институт, где познакомился со своей будущей женой Яниной Иосифовной Матущак. Яся родилась в многодетной польской семье в Колпино под Санкт Петербургом, оставшись без матери, воспитывалась в немецком пансионе.

Григорий окончил институт со специальностью хирурга. У нас хранится альбом 28 выпуска врачей Перового Ленинградского медицинского института 1930 года. Во время учёбы Григорий входил в состав студенческого совета, был знаком с первыми комсомольцами Каталыновым и Румянцевым.

После окончания института он служил в Красной Армии в Вологде военным врачом. 30 марта 1930 года в больнице имени Эрисмана в Ленинграде родился сын Янины и Григория Михаил, мой отец. Вскоре семья переехала в Архангельск. Григорий работал в порту Бакарица судовым врачом, бывал за границей, откуда привозил много впечатлений о жизни там.

Позднее он устроился работать хирургом в больницу им. Семашко. Его жена Янина работала в инфекционной больнице. Семья получила двухкомнатную квартиру на центральной улице города – им. Павлина Виноградова (сейчас Троицкий проспект). 8 июня 1934 года в семье появилась дочь Наталья.

Золотые руки хирурга Ошуркова спасли за эти годы немало жизней, спасли бы и ещё, но… Наступил 1937 год – страшный год в истории страны и семьи Ошурковых.

Арест и приговор

Неосторожное слово в кампании, где оказался стукач, и – «чёрный воронок», ночной обыск, арест. В то время могли посадить ни за что, а здесь – важная «улика», перепечатка есенинского стихотворения «Послание евангелисту Демьяну», напечатанного на тонкой папиросной бумаге и заканчивавшееся строчками:

«… А русский мужичок, читая «Бедноту»,
Где образцовый стих печатался дуплетом,
Ещё отчаянней потянется к Христу,
А коммунизм на мат пошлёт при этом».

В Интернете есть много материалов, посвящённых этому стихотворению, много споров о его авторстве. Прочитав всё, я считаю, что написал его Есенин, как и подписано на листочке со стихотворением, вложенном в конверт, приклеенном на обороте «Дела», хранящегося в ФСБ. Прочитать «Дело» мне удалось в 2003 году, когда архивы были открыты.

Кроме этого стихотворения, арестованному доктору Ошуркову инкриминировали чтение и распространение «Завещания Ленина» («троцкистской подделки», как написано в деле). Сам этот документ к тому времени был уничтожен осторожным родственником – мужем сестры Екатерины, который рассказал о «Завещании» на следствии. Трудно судить этого человека, страшное было время. Но подследственный Ошурков не назвал ни одного имени, кроме уже расстрелянных товарищей, как ни пытались этого добиться от него следователи: он прекрасно понимал, чем это грозит людям. Себя он не признал виновным ни по одному обвинению.

На некоторых страницах вдруг появились «признания» – вплоть до замыслов убийства Сталина, но внизу: «от подписи отказался». Можно лишь догадываться, каким образом добивались этих «признаний» и чего стоило отказаться от подписи. Дедушка говорил потом, что, если бы он признал себя виновным, его бы точно расстреляли (в те времена признание обвиняемого являлось главным доказательством его вины).

А так приговор был «мягким»: «За контрреволюционную троцкистскую деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на 5 лет». Арестован Григорий Андрианович был 24 апреля, а приговор вынесен уже 2 июня. Осуждён он был по печально знаменитой 58 статье, пункты 10 и 11 (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти, а также хранение и распространение литературы того же содержания).

В исправтрудлагерь

Сразу после вынесения приговора его отправили в лагерь «Воркутстрой» НКВД СССР. Во время конвоирования к местам заключения произошла история, которая повлияла на дальнейшую судьбу Григория Андриановича. С начальником конвоя, когда поезд ехал по местности без населенных пунктов, случился приступ аппендицита, ситуация была очень серьезная, и врача-хирурга стали искать среди заключённых. Григорий Андрианович ответил, что он врач, и под наблюдением конвоя приступил к операции. Риск был огромный, ведь в случае неудачной операции его могли обвинить в диверсии, но врач, несмотря на свое положение заключенного, не мог не выполнить свой врачебный долг. Операция прошла удачно, и по прибытии в лагерь его определили работать в санчасть на должность лагерного врача.

О том, как трудно, страшно и голодно было в сталинских лагерях, написано немало. Доктор Ошурков выжил благодаря тому, что оказывал медицинскую помощь местному населению – ненцам, у которых не было врачей – хирургов, и они обращались в лагерь. Были случаи, что его отпускали прямо в чумы, ненцы благодарили врача тем, что подкармливали его.

В 1942 году закончился срок его заключения. Он на руки получил справку: «Справка дана гр. Ошуркову Григорию Андриановичу, рожд. 1904г., урож. г. Ленинграда, осужденному Особым совещанием при НКВД СССР 10 февраля 1938 года по ст. ст. контрреволюционная, троцкистская деятельность к заключению на ПЯТЬ лет, в том, что Ошурков Г.А. из Воркутстроя НКВД СССР освобождён 29 апреля 1942 года на общем основании. С постоянным местом жительства Воркута Коми АССР». Таким образом, ему запрещалось выезжать за пределы Воркуты до окончания войны.

6 августа 1942 года на имя Матущак Янины Иосифовны в Архангельск пришла телеграмма: «Выезд в Воркуту семье Ошуркова разрешён. Начальник Воркутстроя НКВД Сухолетов». Собрались очень быстро, брали только самое необходимое – 15 небольших узелков, долгая утомительная дорога – и вот Воркута.

Из Воркуты – в Ровдино

Это была одна из первых семей, которым был разрешён въезд в закрытый город. Встречали их с большой радостью. Все знакомые и друзья старались угостить детей доктора Ошуркова чем-то вкусным. Наташа, которой было тогда восемь лет, хорошо помнит, как им вручили большой кулёк ломаного шоколада, а дома их ждал торт, украшенный корзинкой с грибами – необыкновенное лакомство после голодного Архангельска.
Григорий Андрианович Ошурков работал главным хирургом санчасти шахты №8 и выполнял обязанности заведующего хирургическим отделением, затем его назначили главным хирургом города. В Воркуту, как и в другие лагеря, был сослан весь цвет интеллигенции: врачи, писатели, артисты. Там Ошурковы были знакомы с артистами Валентиной Токарской и Рафаилом Холодовым, учёными Гердгартом Эмильевичем Бонвич и Александром Васильевичем Каляевым. Со многими из этого «воркутинского братства» поддерживали отношения ещё долгие годы.

В 1955 году семья Ошурковых переехала в село Ровдино Шенкурского района, хотя была возможность поселиться и в Архангельске, и в Ленинграде. В те годы в Ровдино было хирургическое отделение, доктор Ошурков делал сложнейшие операции. 9 июня 1960 года президиумом Архангельского областного суда Григорий Андрианович Ошурков был реабилитирован.

15 мая 1959 года в газете «Комсомольская правда» была напечатана заметка «Своя рана – потом!» о враче-хирурге Г.А. Ошуркове. Этот случай произошёл ещё в Воркуте. Доктора Ошуркова вызвали ночью на срочную операцию. «…Операция прошла благополучно. Ещё одна жизнь была спасена золотыми руками доктора. И вдруг этот большой и мужественный человек побледнел и, шатаясь, сел в операционной на табурет. «Перевяжите мне правую лопатку», – тихо попросил он. Рубашка набухла от крови. Её пришлось разрезать. На спине оказалась ножевая рана. Уже потом стало известно, что ночью, когда хирург торопился на операцию, пьяные хулиганы ранили его в лопатку. Редкое самообладание проявил врач. Он явился в больницу в срок. Никому не сказал о случившемся – не хотел волновать перед операцией своих ассистентов. Да к тому же он видел, что дорога каждая минута».

После выхода этой заметки дедушке приходило множество писем от бывших пациентов, от пионеров со словами восхищения мужеством врача-хирурга. В 1963 году Григорию Андриановичу было присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР».

В Воркуте, с которой связано столько воспоминаний, удалось ему побывать ещё раз, на встрече бывших политзаключённых. Григорий Андрианович – почётный житель Воркуты, ему посвящён целый стенд в Воркутинском краеведческом музее. Друзья хлопотали о переезде семьи Ошурковых в Ленинград, но Григорий Андрианович остался непреклонен и остаток жизни провёл на родине предков, в деревне Палыгинской. Почти до последних дней он оказывал помощь больным, консультировал.

Умер Григорий Андрианович 1 ноября 1978 года, на три года пережив любимую жену Ясю. Односельчане помнят доктора Ошуркова, ещё и сейчас я часто встречаю благодарных пациентов и узнаю новые подробности о спасённых им людях. В 2020 году Григорию Андриановичу Ошуркову было присвоено звание «Почётный житель села Ровдино».

Среди его потомков есть люди разных профессий: медики, учителя, бизнесмены, журналисты, преподаватель МГУ, заместитель генерального директора нефтяной кампании. Все мы гордимся нашим дедом и прадедом и чтим его память.

Елена Микерова.

Село Ровдино.

Фото из семейного архива Микеровых.

Похожие материалы

Фото недели
Гранты губернатора
Нацпроекты. Создание комфорной городской среды
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Вместе. Поморье 2020-2022
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.