ОБРАЗОВАНИЕ
19:00 / 08 января 2024
243

Что такое СЭВ, и как с ним бороться? Об этом знает психолог Светлана Ботыгина

Завтра на работу. Теме синдрома эмоционального выгорания и путям его преодоления было посвящено на августовском педсовете выступление педагога-психолога Шенкурской средней школы Светланы Васильевны Ботыгиной.

Напомним, что на педсовете работали семь тематических площадок. Одна их них называлась «Старт в профессию: для начинающих педагогов». Выступающие на ней делились с коллегами полезными советами и образовательными ресурсами. Выступление Светлан Ботыгиной также состоялось на этой площадке. На наш взгляд, оно интересно для педагогов других возрастных категорий, да и не только для педагогов.

Всегда на подходе

Педагогу приходится общаться с разными людьми. Это – коллеги, родители, дети, своё окружение (родственники), а также общественность. Статус педагога волнует каждого из этих групп людей. Неудивительно, что синдром эмоционального выгорания (СЭВ) всегда на подходе у каждого педагога.

Не всегда возникает правильное представление о том, что же такое СЭВ. Это понятие достаточно новое, вошло в обиход с начала 70- годов прошлого века.

– Синдром эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на травмирующее психику воздействие, – пояснила Светлана Ботыгина. – считается, что человек «выгорает». На самом деле, это – механизм защиты. Насколько он присутствует или насколько он ослаб, будем сегодня говорить.

Причины СЭВ

Организация труда, то, каким образом организовано Ваше рабочее место, есть ли комната отдыха, есть ли возможность отдохнуть – это важный фактор возникновения СЭВ. Также влияют личностные факторы. Синдрому эмоционального выгорания подвержены люди тревожные, ранимые, чувствительные к несправедливости, грубости. Это люди, у которых помимо работы существуют определённые проблемы (семейные, личные).

– Авторитарные педагоги также больше подвержены синдрому эмоционального выгорания, – удивила собравшихся на площадку слушателей Светлана Васильевна. – Хотя вроде властные люди, у которых всё просчитано и продумано, должны быть другими. Кроме того, в числе подверженных синдрому – неустойчивые к стрессу люди, а также люди критического возраста 37- 40 лет и предпенсионного возраста.

Плохой коллектив?

Есть ещё ролевой фактор. У каждого педагога должно быть разнообразие ролей. Если при ответе на вопрос «Кто Вы?» человек отвечает «Я – учитель, я – педагог», это не правильно. При ответе будут правы те, кто отвечает: «Я – женщина, я – мужчина, я – мать, дочь, жена».

– То есть профессиональные роли должны отходить на второй план, а на первый план выходить человеческие роли, – подчеркнула педагог-психолог. – Тогда человеку становится проще воспринимать свою профессиональную деятельность. Это ни коим образом не будет говорить о Вашей профессиональной некомпетентности, а наоборот поднимет Ваше профессиональное мастерство. И ещё не забывайте, что приходя домой, вы перестаёте быть педагогом, но продолжаете оставаться прежде всего женщиной, матерью, женой, дочерью и так далее.

Психологический климат в коллективе, конечно, очень важен. Но всё-таки педагог-психолог не советует говорить: «У нас такой сложный коллектив или у нас такой плохой коллектив».

– На самом деле надо помнить, что коллектив начинает с меня, с каждого из нас, – заметила Светлана Васильевна. – Именно Вы, конкретно Вы, создаёте атмосферу в коллективе! Помните об этом.

Признаки СЭВ

Есть ли у Вас эмоциональное выгорание? Вот ряд признаков, по которым это можно определить. Например, Вы становитесь более раздражительными, уязвимыми, у Вас часто возникают чувство тревоги и плохое настроение, Вы чем-то недовольны, находитесь в гневе, иногда проявляете агрессию.

Особенно стоит обратить внимание на то, когда люди проявляют агрессию в домашних условиях. В профессиональном плане они сдержанны целый день, не имя возможности разрядиться. Педагогу часто требуется навести дисциплину, быть строгим, но порой педагог становится дома ещё более строгим. Такое, к сожалению, тоже часто бывает.

Сниженное настроение, нарушение сна, ощущение бесполезности своей работы: «Учу-учу, а у половины класса за контрольную работу двойки». Из-за того, что появляется неудовлетворённость, часто происходит упрощение своих профессиональных обязанностей (редукция).

– Так как невозможно с огромной нагрузкой выполнять качественно свои профессиональные обязанности, человек какие-то из них начинает подменять, – объяснила феномен редукции С.В. Ботыгина. – Надо человеку за вечер проверить тетради, но он не может это сделать физически и растягивает проверку на два-три дня. Тем самым создаёт для себя ещё большую ситуацию эмоционального стресса. Происходит и нарушение в сфере общения, возникает закрытость, человек понимает, что ему проще всего общаться именно с педагогами. Все мы грешим тем, что когда собираются вместе больше двух педагогов, начинается малый педсовет. Необходимо уходить от этого, разворачиваться в другом направлении, говорить о цветах, новостях, о чём угодно, но не о работе. Не носить домой профессиональную тематику.

От звонка до звонка?

Кто же подвержен синдрому эмоционального выгорания? – Педагоги со стажем от пяти до десяти лет. Для молодых педагогов наиболее опасный в этом плане рубеж – три года. Именно в это время педагоги начинают задумываться: «А здесь ли моё место? А получается ли у меня»? Это первый виток, второй виток от 5 до 10 лет снова приводит к этим размышлениям. После десяти лет работы педагоги уже редко задумываются над сменой профессии. Вместе с тем через двадцать лет работы синдром эмоционального выгорания возникает у большинства педагогов.

В течение учебного года педагога автоматически преследуют много стрессовых ситуаций. Выход из отпуска и начало учебного года, открытые уроки, аттестации, экзамены … Получается, что учителя начинают и завершают учебный год в состоянии стресса.

Формируется версия проживания своего рабочего дня в режиме «от звонка до звонка». Но само это понятие известно, с чем связано. Поэтому психолог также предложила менять такую позицию и такое отношение к своей трудовой деятельности.

Пройдите тест

В помощь всем, кто хочет определить свой уровень синдрома эмоционального выгорания, Светлана Ботыгина предложила пройти тест Виктора Васильевича Бойкова «Диагностика уровня эмоционального выгорания». Тест легко можно найти в Интернете и пройти его бесплатно, анонимно и без регистрации. На наш взгляд, этот тест будет полезен людям любых профессий.

Тест разбит на пять показателей: неудовлетворённость собой, загнанность в клетку, редукция (замена, подмена, усечение) профессиональных обязанностей, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость. По итогам теста можно будет понять, в каком из этих показателей СЭВ будет более или менее выражен.

– После теста вы узнаете, сложился или не сложился у вас синдром эмоционального выгорания, а, может, он только складывается, – обратилась к своим слушателям Светлана Васильевна. – Я очень хочу, чтобы, когда вы будете испытывать определённые затруднения, вы задались вопросом, стоит ли говорить о том, что у вас есть синдром эмоционального выгорания. Стоит проверить, чтобы иметь объективную информацию. Может, у вас только один из показателей имеет повышенный результат, а всё остальное достаточно благополучно.

Ничего нового

Как избежать синдрома эмоционального выгорания? По мнению, Светланы Ботыгиной воздействие здесь может быть через тело, через чувства (эмоции) и через мышление. И в этом нет ничего нового. Залог успеха через тело – соблюдение режима дня, полноценный 7-8 часовой сон, сбалансированное питание, острожное отношение к диетам и к лекарствам, отказ от фастфуда и продуктов с красителями, чередование физического умственного труда, умеренная спортивная нагрузка, а также контроль за своей учительской нагрузкой.

– Необходимо расставить приоритеты, и делать всё в правильном ритме для вашего здоровья, – убеждена педагог-психолог Шенкурской средней школы. – Не забывайте также следить на своим внешним видом. Здесь причинно-следственная связь: «Я не хочу красиво одеваться. Я не хочу идти к парикмахеру. Я устала. Зачем мне это»? Когда Вы начинаете и заставляете себя это делать, Вы заводите свой внутренний механизм, и вы уже стоит по-другому, выглядите по-другому. Если вы это перестаёте делать, Ваш организм начинает останавливаться. Поэтому …

Заряжайте себя

Дала Светлана Васильевна и несколько советов о воздействии на чувства и мысли. Человеку необходимо следить за тем, что доставляет ему положительные эмоции, обязательно контролировать свой круг общения, стараться, чтобы рядом не было людей, которые доставляют больше проблем, чем бы того хотелось.

– Не создавайте себе дополнительных проблем, особенно когда являетесь классными руководителями, – сказала Светлана Васильевна. – Беда педагогов в нашей сельской местности в том, что они готовы выхватить родителей везде – за прилавком магазина, на другой стороне улицы, в огороде. Ваш рабочий день становится 25 часов. Надо себя одёргивать, чтобы Вас не боялись родители и дети, когда вы везде как будто за ними подглядываете. Дом и работу надо разделять. Безусловно, необходимо чувство юмора, которое помогает каждому. Ищите для себя, где можно, что-то бодрящее, весёлое.

Выход есть всегда

Коснулась педагог-психолог и необходимости аналитического подхода к происходящему. Чтобы избежать депрессивных состояний, необходимо наличие супервизора – человека, который будет помогать Вам выходить из каких-то сложных состояний. Друг или родственник иногда может объективно сказать, на что следует обратить (переключить) своё внимание. Речь не идёт о «жилетке», в которую можно поплакаться, а именно о человеке, способном проанализировать Ваше состояние.

По мнению Светланы Ботыгиной, необходимо вырабатывать у себя умение (настрой, установку) на решение вопросов, так как безвыходных ситуаций не бывает. Просто где-то выход можно быстрее найти, а где-то сложнее. Не стоит бояться критических ситуаций, так как каждая из них закаляет. Порой человек может открыть в себе такие ресурсы, о которых даже не подозревал.

"Люди страдают не от того, что происходит, а от своего отношения к происходящему"– считал французский философ Мишель Монтень. Его слова Светлана Васильевна вспомнила в конце своего выступления, чтобы подтвердить, что психологическое состояния и уровень эмоционального выгорания находятся в руках самого человека. Их можно восстановить и остановить. Было бы желание.



Фото недели
Гранты губернатора
Нацпроекты. Создание комфорной городской среды
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Вместе. Поморье 2020-2022
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.