НАШ ОКРУГ
13:00 / 24 марта 2024
253

Стратегия развития Шенкурского муниципального округа: есть ли перспективы?

Очередное заседание рабочей группы совета по развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности при главе Шенкурского муниципального округа прошло в Шенкурске 16 февраля.

Напомним, что на заседании рабочей группы 22 декабря было принято решение о проведении аналогичного заседания уже по плану социально-экономического развития Шенкурского округа до 2030 года.

План необходим для экономического обоснования строительства стационарного моста через Вагу у Шенкурска. Об этом лидеру общественного движения «Шенкурску нужен мост», предпринимателю Татьяне Вебер на личных приёмах всегда говорили областные чиновники.

Состав группы

О том, что рабочая группа по разработке плана социально-экономического развития Шенкурского округа была создана, сообщила глава округа Оксана Красникова. В её состав кроме главы округа и начальника финансового управления окружной администрации С.Н. Лукошкова вошли: А.И.Арутюнян, Т.А.Вебер,М.Л.Врачёва, А.Б.Верещагин, Е.И.Гуркова, П.Н.Долгобородов, А.А.Заварзин, А.А.Колыбин, А.В.Красильников, С.А.Кукин, А.В.Кулешов, Т.В.Львова, А.В.Семушин, С.В.Смирнов, О.А.Пластинина, М.В.Пескишева, А.В.Тхоржевская.

На встрече 16 февраля присутствовали 9 человек из этого списка. Первым пунктом повестки февральского заседания рабочей группы (в составе 9 из 19 человек) стала информация окружной администрации о существующих в округе программах развития и планирования работы. Об этом рассказал начальник финансового управления округа Сергей Лукошков.

Стратегия без ресурсов?

Как пояснил докладчик, планирование в Шенкурском муниципальном округе осуществляется на основе 172 федерального закона. К документам стратегического планирования относятся: стратегия муниципального образования; план мероприятий по её реализации; прогнозы на среднесрочный и долгосрочный периоды; бюджетный прогноз и муниципальные программы.

– Федеральный законодатель не установил императивной обязанности на разработку, утверждение, одобрение и реализацию органами местного самоуправления стратегии социально-экономического развития МО и плана мероприятий по её реализации, – пояснил Сергей Николаевич. – Собранием депутатов Шенкурского муниципального округа такое решение принято не было. Вместе с тем на основании требования Бюджетного Кодекса и 172 федерального закона в Шенкурском округе приняты муниципальные программы и среднесрочный прогноз социально-экономического развития. Эти документы необходимы для планирования окружного бюджета.

По словам Сергея Лукошкова, в Архангельской области разработка планов стратегического планирования носит несистемный характер, зависит от уровня развития МО, его финансовых и кадровых возможностей. Так, из 25 муниципальных образований Поморья стратегии развития приняты только в семи, а планы развития по стратегиям есть только у четырёх МО.

– На сегодня необходимость появления стратегии развития Шенкурского муниципального округа пока не определена, – заметил Сергей Николаевич. – Разработка стратегии и её реализация осуществляется на основании ФЗ №44 «О контрактной системе закупок...». Если будет принято решение о принятии стратегии, заказ на её изготовление будет размещён в данной системе. Бюджет нашего МО является высоко дотационным. Собственные доходы составляют 15 процентов, остальное – безвозмездные поступления от вышестоящих уровней бюджета. Поэтому манёвр для каких-то больших проектов в округе отсутствует. (Разработка стратегии требует немалых средств, – С.С.).Все средства, поступающие к нам, носят целевой характер и всё финансирование осуществляется в рамках муниципальных программ, ознакомиться с ними и с итогами их реализации можно на общедоступном сайте.

Источники доходов

По сути, стратегия необходима для эффективного использования наличных ресурсов. Понятно, что они могут быть разными. Главный финансист окружной администрации подробно ответил на вопросы предпринимателей, которые интересовались, за счёт чего пополняется местный бюджет.

Резюмируя ответы Сергея Лукошкова, сообщим читателям, что основной источник дохода окружного бюджета – налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Так как мы теперь округ, то процент зачисления НДФЛ составляет 36,5 процента от налогового контингента. Основным плательщиком этого налога являются бюджетные учреждения. Общая сумма налога определяется в прогнозе социально-экономического развития округа в зависимости от фонда оплаты труда всех учреждений и организаций, действующих на территории округа.

Акцизы на нефтепродукты зачисляются в зависимости от коэффициента, установленного субъектом РФ. Это – основной источник дорожного фонда. Налог на транспортные средства физических лиц поступает в бюджет округа с 2023 года, зачисляется в размере 80 процентов от налогового контингента, составляет примерно 12 миллионов рублей, используется только на дорожную деятельность. В рамках упрощённой системы налогообложения в окружной бюджет поступает 50 процентов платежей. Полностью (100 процентов) в бюджет округа поступают налог на землю и налог на имущество.

У каждого из налоговых и неналоговых платежей в окружной бюджет есть свой администратор доходов. Администратором налоговых платежей является налоговая инспекция, по неналоговым платежам – в зависимости от платежа, по штрафам – в зависимости от того, кто их начисляет.

– Мы не вмешиваемся в деятельность другого главного администратора доходов, мы с ним взаимодействуем, если отвечать на вопрос по части отслеживания плательщиков в бюджет округа и пополнения налогооблагаемой базы, – подчеркнул Сергей Лукошков. – Также у нас постоянно происходит отслеживание юридических лиц, действующих на территории Шенкурского округа. Формируется информационный массив, а налоговые органы уже ведут свою проверку – на основании действующего законодательства.

Резервы, контроль, пропорции

Ответил Сергей Лукошков и на вопрос предпринимателей по имеющемуся в собственности муниципального округа имуществу и по возможностям местного контроля за платежами.

– Тут всё известно, – сказал он. – Есть программа приватизации, она утверждена представительным округом, прописаны сроки реализации этого имущества. В основном, речь идёт об имуществе, которое мы уже не используем для целей, которые определены в 131 федеральном законе. Также на уровне округа работает комиссия по неплатежам, куда входят представители налоговых и других контролирующих органов. Заседания комиссии проводятся по необходимости – по данным главных администраторов доходов.

Также предприниматели хотели узнать, каковы пропорции (процентное соотношение) по поступлению НДФЛ от бюджетных организаций и от бизнеса.

– Раньше у нас была такая информация, когда программный продукт был другим, и мы могли делать выборку из платежей органов федерального казначейства, – пояснил Сергей Николаевич. – После перехода на единый платёж и передачей его в Тульскую область, у нас пока нет возможности сделать такой анализ. Но мы над этим работаем, дорабатываем с подрядной организацией программу, чтобы из общего массива мы могли посмотреть информацию по юридическим лицам. По предпринимателям мы вообще ничего не видим, по малому бизнесу информация приходит через казначейство в свёрнутом виде. Что касается информации по исполнению окружного бюджета, то она публикуется на сайте муниципального образования в разделе «Финансы».

Вопросы и ответы

Больше всех вопросов докладчику после его выступления задала Татьяна Вебер.

– Как учитывается НДФЛ от федеральных торговых сетей и крупных лесозаготовительных предприятий, работающих на территории округа? По закону, если рабочее место создано на период больше одного месяца, они должны сделать обособленное подразделение, и весь налог от этой федеральной сети в размере 36, 5 процента с каждой тысячи должен поступать в бюджет нашего округа, – спросила Татьяна Анатольевна.

– Да, обособленное подразделение создаётся. – согласился Сергей Николаевич. – Этими вопросами занимаются органы налоговой службы. Мы также постоянно работаем по этому направлению, выявляем эти организации, берём информацию в налоговой инспекции. В некоторые года при расчёте межбюджетных отношений региональное министерство экономического развития учитывало крупные объекты строительства или крупные ремонтные работы, которые проводились у нас. То есть суммы НДФЛ нам приплюсовывали за эти рабочие места. Также ведётся работа по выявлению частных предпринимателей с точки зрения аренды торговых площадей.

– Видите ли Вы как финансист резерв для пополнения окружного бюджета в неиспользуемых землях сельхозназначения? Земли не оформлены, налоги не поступают. Видите ли Вы в качестве резерва для бюджета также неиспользуемые пустующие объекты сельхозназначения?. Объекты не оформляются, налог на имущество не начисляется. Я хотела бы платить эти налоги в бюджет Шенкурского муниципального округа, но не имею такой возможности.

– Всё это – источники пополнения бюджета, – признал Сергей Лукошков. – Мы об этом всегда говорим. Имущество должно работать. Но если оно не наше, мы должны сначала его к себе принять, а уже только потом пустить в оборот. Здесь тоже есть нюансы, потому что это – затратный механизм. Муниципалитет должен понимать, зачем мы берём это имущество: просто так или будем в дальнейшем использовать? В любом случае, мы работаем, проводим необходимые процедуры только в рамках действующего законодательства.

На круги своя

Итак, по тому же законодательству, разработка стратегии развития Шенкурского муниципального округа не является обязательной. А вот прогноз социально-экономического развития, бюджетный прогноз и выполнение муниципальных программ – основа даже не развития, а поддержания жизнедеятельности нашего муниципалитета, вчера ещё – района, сегодня – округа.

Стоимость разработки стратегии развития округа, если окружные депутаты примут такое решение, обойдётся нашему дотационному бюджету в 2 миллиона рублей. Своими силами сумму такую не осилить, тем более, что система работает по муниципальным программам в рамках трёхлетнего бюджета, что само по себе даёт хоть какую-то перспективу.

О том, что предлагает сделать окружная администрация в ближайшие три года, мы подробно расскажем в следующих номерах «Важского края». Из выступлений предпринимателей на заседании рабочей группы стало ясно, что некоторым из них уже давно требуется реальная помощь в решении насущных проблем для дальнейшего развития бизнеса. Есть предположение, что без выполнения «дорожной карты» этих и других местных предпринимателей всё у нас так и будет возвращаться на круги своя, без какого-то движения вперёд, в лучшем случае – к исходному положению дел.

Светлана Соболева.


Для сведения: В Шенкурском округе расходная часть бюджета направлена на выполнение 15 муниципальных программ, охватывающих основные сферы жизнедеятельности округа.

Похожие материалы

Фото недели
Гранты губернатора
Нацпроекты. Создание комфорной городской среды
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Вместе. Поморье 2020-2022
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.