Игра про Шенкурск,макет для экскурсии и рецепты бабушек
Способны ли наши дети создавать интересные проекты? Когда с этими проектами школьники выступают на районных конференциях, вопрос звучит как утверждение.
Настольная игра
Хорошо ли мы знаем Шенкурск? Проверку одноклассникам устроила ученица 3-в класса Шенкурской средней школы Дарья Кожевникова. Когда образовался наш город, откуда взял своё название, какие есть в Шенкурске улицы и дома?– Опрос показал, что мы очень мало знаем свой город, – сообщила девочка экспертам секции «История, краеведение» районной конференции «Я – исследователь» и рассказала, как вместе с родителями и педагогом О.П. Шпановой создала настольную игру для ребят начальных и старших классов обо всех архитектурных объектах Шенкурска.
Иметь такую игру у себя дома захочется многим. Это не просто проект. Это – готовый, качественный продукт. Здесь продумано всё до мелочей. Очень позитивный дизайн карты Шенкурска со всеми «остановками» для игроков. Дополнительный материал на карточках: фотоснимки городских зданий в разные годы.
Играть дома и на уроках можно до тех пор, пока, как таблицу умножения, не запомнишь всю историю родного городка. Презентация Даше удалась. Проект стал лучшим в своей номинации. Пожелание одно: разобраться с авторским правом и начать продавать продукт. Музей, редакция, любой частный предприниматель – кто быстрее откликнется, тот не прогадает.
Завод на Шёлаше
Один из первых туристических маршрутов в нашем районе назывался «Петровские шалаши». С той поры история пушечно-литейного завода, расположенного вдоль Шёлаши-реки, периодически вспоминается жителями района.Ещё раз вернуться к этой теме решила третьеклассница Шенкурской средней школы София Шелаевская. Под руководством учителя О.П. Шпановой вместе с мамой школьница создала макет исторического места, где в 17 веке был основан завод. А на районной конференции в стихотворной форме поведала об истории д. Петровской и окрестных деревень.
Неравнодушие дедушки Софии Г.С. Шелаевского, тосовский проект «Истоки» значительно способствовали благоустройству этого древнего места, где когда-то наши предки добывали железную руду, из которой потом отливали пушки и ядра.
Заметки в «Важском крае» девочка все перечитала, в музее материал по теме изучала. Теперь в научно-популярном стиле юный экскурсовод может интересно рассказать взрослым и детям об истории своей малой родины. Макет местности, выполненный своими руками, отлично помог Софии в этом непростом деле. На районной конференции в краеведческой номинации её проект стал вторым.
Штяница да тюря
Одиннадцать рецептов исконно русских блюд от старожилов Шеговар объединили в своём буклете третьеклассницы Шеговарской средней школы Маргарита Поздеева и Светлана Долгобородова.Работу девочки провели основательную. То, что макароны и винегрет не являются нашими традиционными блюдами, теперь знают все их одноклассники. Книгу Л.Черемухиной «Северная кухня» исследовательницы изучили вдоль и поперёк. Подсчитали, что из 390 рецептов в этой книге – 73 из рыбы.
Больше сорока названий блюд включает в себя сказка Степана Писахова «Как купчиха постничала». Было интересно узнать, что чаще едали в старину наши предки.
Шеговарский вклад в северную русскую кухню тоже весомый. Каша брусничная, кисель овсяный, морковь сушёная и тюря от Лидии Фёдоровны Карасовой. Исенка и колобки от Зои Васильевны Кузнецовой. Штяница, гороховая каша, калачики, налистники и треска в молоке – старинными рецептами с девочками поделились жительницы Шеговар.
В итоге девочки не только составили словарь лексических значений таких блюд, как водяняша (каша на воде), губник (пирог с грибами) и других, но и издали буклет. В работе им помогала научный руководитель Н.Н.Кузнецова. В итоге проект «Что едали наши деды» занял третье место из семи проектных работ на районной конференции «Я – исследователь».
Светлана СОБОЛЕВА.
Фото автора.