ЗЕМЛЯКИ
9:00 / 27 апреля 2024
632

«О том, что было, не жалею!»: разговор «за жизнь» с оттенком лирики с Виктором Курбатовым

Вообще-то жизнь Виктора Александровича Курбатова сильно лиричной не назовёшь. Почти 40 лет он возглавлял районный спорт. Сотни мероприятий каждый год, круговерть такая, что уж тут точно не до лирики! Моменты, когда можно хотя бы на минутку остановиться, оглянуться назад и поразмышлять о прожитых годах, случаются нечасто. И, как представляется, закономерный повод для этого – значимые события в своей жизни, например – юбилейная дата.

Вот так и состоялась наша беседа, которую Виктор Александрович сразу повёл в своей обычной манере – энергично, напористо, да так, что я сумел «ввернуть» в разговор только один из ранее заготовленных для этого интервью вопросов: почему мой собеседник после окончания 10-го класса решил поступать на спортфак Архангельского педагогического института?

Всё оказалось просто: как и многие советские школьники, Виктор не только активно занимался спортом, но год от года, постепенно втягивался в спортивно-организаторскую деятельность: старшеклассники в их школе сами и соревновались, и организовывали соревнования, и судили их. «На середине 9-го класса я понял, что меня привлекает преподавание физкультуры. Наш учитель физкультуры одобрил это стремление, и я полтора года готовился к поступлению», – вспоминает Виктор Александрович.

Вступительным экзаменам и зачислению в вуз была посвящена, пожалуй, самая захватывающая часть нашей беседы. Начать здесь следует с того, что экзамен по плаванию 1 августа 1971 года (поскольку бассейн был на ремонте) абитуриенты сдавали … на Северной Двине, в не очень тёплой воде, при сильном ветре и волнах! Стометровку пробежал и в высоту Виктор прыгнул не очень хорошо, зато 1500 метров преодолел на «отлично», а ядро толкнул на «4». По собственному признанию, больше всего боялся гимнастики. Подтягивание не перекладине и «угол» на кольцах прошли «на ура», упражнение на брусьях и акробатика – так себе, и прыжок через «козла» – на «4».

Отдельная история – теоретические экзамены. Физика была сдана на «3», химия – на «4». Особую тревогу вызывало сочинение, но здесь помогло следование наказам своей школьной учительницы тщательно проверять на ошибки готовый текст: на одной грамотности хотя бы троечку, да получишь! Кстати, как оказалось, опасения по поводу сочинения были небезосновательны: из первоначальных 150 абитуриентов к сочинению подошли 90, и на сочинении ещё «слетело» 28 человек.

Последний акт этой «драмы» разыгрался на зачислении, которое возглавлял ректор АГПИ Георгий Георгиевич Фруменков. Из 62 абитуриентов двух необходимо было «отсеять». Виктора Курбатова спасли тогда один лишний балл и лучшая, чем у «конкурентов», характеристика.
После четырёх лет учёбы встал выбор о дальнейшем месте работы. Размышления были недолгими. «Принёс я домой маме список вакансий в области, а она и говорит: «Поезжай в Шенкурск, оттуда вроде наши корни». На этом и сошлись. Так что моё распределение заняло всего несколько секунд, – продолжает вспоминать Виктор Александрович. – Прилетел я в Шенкурск 15 августа 1975 года, в пятницу. Заведующая РОНО Галина Ивановна Колыбина говорит: «Все автобусы в Россохи ушли, придётся Вам ждать до понедельника». И я в интернате коррекционной школы выходные жил: ходил к бабушке в дом напротив смотреть телевизор, сходил в музей, на танцы в парке.

Приехал в Россохи, пришёл в школу, а мне и говорят: «Рано приехали, езжайте домой». Но решил остаться, осмотреться. И – что? Спортзала нет, спортплощадки нет – я даже сначала испугался! В клубе хранился «козёл», мат старый и да самодельные стоечки для прыжков. Ещё два стареньких комплекта волейбольной формы. И всё! До 1 сентября мы с ребятами за посёлком сделали простейшую спортплощадку. Там и занимались; туда пока бежим – вот тебе и разминка. 4 года я вёл уроки без спортзала, пока строили новую школу. Но нет худа без добра: хоккей, лыжи подтянул, конькобежный спорт. Но и волейбол я выдавал – в фойе клуба и на улице, в сентябре и мае, когда было тепло: сетку между деревьями натягивали. В 2005 году россохинскую школу прикрыли. Жалко! Много из неё растащили. А что прожил 8 лет в Россохах – ничуть не жалею. Большой опыт получил. Свою «вторую половинку» там нашёл…»

Деловые и личные качества молодого педагога оценило районное руководство. Виктора Курбатова перевели в Шенкурск, и с 29 августа 1983 он возглавил районный спортивный комитет. Сначала было непросто. «Тянуло меня обратно в Россохи, – замечает мой собеседник. – Дважды просился обратно – не отпускали. Перетерпел первое время, остался…»

С тех пор прошло несколько десятков лет, на протяжении которых Виктор Александрович Курбатов, работая до самозабвения, вышел, можно с уверенностью предположить, на позиции одного из лучших спортивных руководителей Архангельской области. Наработан колоссальный практический опыт, сформировалась чёткая методика работы и твёрдые жизненные принципы. Всему этому Виктор Александрович и сейчас изо всех сил пытается следовать. Следовать, несмотря на то, что за последние несколько десятилетий объективная реальность в плане занятия спортом в районе изменились до неузнаваемости: население района уменьшилось более чем в два раза, а количество школьников – в четыре раза, перестали существовать крупные лесные и сельскохозяйственные предприятия, бывшие мощной базой для развития спорта, изменились принципы и, главное, объёмы финансирования спортивной деятельности, и т.д. и т.п.

Но всё это для героя нашей публикации – не повод, чтобы опускать руки. И свою точку зрения на проблемы современного шенкурского спорта он привык отстаивать твёрдо и безапелляционно. Не обошлось, конечно же, без комментирования текущих нерешённых спортивных вопросов и в ходе нашего общения – как обычно, высказанных решительно и резко. Школьный и взрослый спорт, сельские спартакиады, дополнительное образование в школах, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОКа), отсутствие контроля, спроса и наказание за невыполненное решение – как говориться, несть числа шенкурским спортивным проблемам!

И все они постоянно на языке у «неугомонного Курбатова». «А почему я всё критикую и ругаюсь? – риторически вопрошает Виктор Александрович. – Не могу смотреть на ложь, недобросовестность и некомпетентность! Поэтому пока живой и что-то могу – буду сопротивляться! Сейчас я веду настольный теннис у детей, продолжаю помогать в организации спорта – на общественных началах. У нас ведь как: не прояви инициативу – дело встанет! Это уже стало у меня образом жизни. Тем более что я человек не домашний, не рыбак, не охотник…

А ещё по образу жизни я – коммунист: работаю на общественных началах, своё вкладываю в дело. Никогда не искал в жизни лёгких путей, какой-либо выгоды. Мог бы и в большом городе остаться, но хотелось начать всё с нуля. Нисколько не жалею о том, что было! Видно свыше так было предначертано. Занимаюсь любимым делом, приношу пользу людям…»

* * * * *

Дружески попрощавшись со мной, Виктор Александрович вновь обосновался за своим рабочим столом, на котором увесистая кипа спортивных материалов была увенчана коробочками с лекарствами с весьма солидными ценниками…

Николай Романовский.

Похожие материалы

Фото недели
Гранты губернатора
Нацпроекты. Создание комфорной городской среды
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Вместе. Поморье 2020-2022
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.