ЭКОНОМИКА
19:00 / 08 июня 2023
578

Мост через Вагу у Шенкурска нужен всей Архангельской области

С прошлого века идут разговоры в районе о необходимости строительства моста через реку Вагу.

Наша Маниловка

Только воз и ныне там. У нас в округе всё как у знаменитого классика Николая Гоголя в поэме «Мёртвые души». Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Точь-в-точь, как и Шенкурск – малопривлекательный, неприметный окружной центр. Сегодня в округе проживает чуть больше 12 тысяч жителей. Правда, в советский период было более 24 тысяч, 13,5 тысяч трудились на разных предприятиях и в учреждениях. Но эта тема для отдельного разговора.

Сегодня речь пойдет о необходимости строительства моста через реку Вагу. Тут снова вспоминаются строки из поэмы «Мёртвые души»: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».

В районе Нюнеги

Так и у нас в Шенкурске идут разговоры о строительстве моста через реку Вагу. Справедливости ради заметим, что всё на этом и заканчивается. В середине 60-х годов прошлого века специалистами из Ленинграда в течение трёх лет велись проектно - изыскательские работы по строительству моста в районе деревни Нюнеги (выше устья речки Нюнеги примерно на 800 м). Недалеко от этого места на левом берегу Ваги находилась нефтебаза.

 Дело в том, что ширина Ваги в этом месте в то время была чуть более 450 метров в период весеннего паводка. Берега реки были высокие и, что характерно, – прямой участок русла реки. Заметим, что в советский период умели считать затраты, а тут они были минимальны.

 Но, как говорят в народе, «волей судьбы» у одного из московских чиновников в устье Ваги (а это намного ниже по течению реки и даже в другом районе) жила родня, в итоге все изыскания выше устья речки Нюнеги были забыты, и простым росчерком пера была решена судьба моста через реку Вагу. У районных и областных руководителей не хватило смелости отстоять целесообразность строительства моста в Шенкурском районе.

Поддержал Глазачев

В начале 80-х годов прошлого века на одном из совещаний в Шенкурском ЛПХ вновь поднимался данный вопрос о строительстве моста через реку Вага, так как решался вопрос о прекращении молевого сплава по реке. И остро стояла задача по транспортировке леса: куда, каким образом и с минимальными затратами доставлять разделанную в районе древесину.
Я вспомнил долгие зимние разговоры специалистов из Ленинграда, которые проживали в нашем деревенском доме, когда изучали скорость течения воды, уровень воды во время весеннего паводка и многое другое.

 На совещании мной было предложено вернуться к проекту 60-х годов по строительству моста в районе деревни Нюнеги. На данном совещании моё предложение по строительству моста подержал только главный инженер Шенкурского ЛПХ Геннадий Семёнович Глазачев.

В центре, но не центр

Сегодня молевого сплава по реке Вага нет и уверен, что в ближайшие десятилетия не планируется. Технический прогресс не стоит на месте: страна ведёт активное строительство новых современных автомобильных магистралей и автомобильных мостов. Но находясь за рекой, мы как будто в другой стране живем, или чья-то нерешительность мешает реализовать и воплотить в жизнь строительство моста через реку?

 А теперь, уважаемые земляки, прошу посмотреть на карту Архангельской области: Шенкурский район расположен в центре области и теперь преобразован в округ. А как развита транспортная сеть?
В основном, областные автомобильные дороги проходят по кругу области, не задействован центр данного круга – это г. Шенкурск. По факту так и есть: Архангельск – Брин Наволок – Плесецк – Каргополь – Няндома – Коноша – Вельск – Октябрский – Котлас – В. Тойма – Березник – Архангельск.

Самый короткий путь

Вспомнил рассказы деда, как он в годы войны с обозом продовольствия для фронта совершал путь по маршруту Шенкурск – В.Паденьга – по деревням речки Моша и в пункт назначения Няндому. Заметим, что санный путь был самым коротким и проходил по деревням Шенкурского и Няндомского районов. Сегодня этого пути нет.

 Существовали и другие санные пути в зимний период:

Шенкурск – Верхоледка – вдоль речки Михреньги – д. Усть Мехреньга- Сальцо-Емецк.
Шенкурск – Верхоледка – Плесецк.
Шенкурск – Шахановка – вдоль речки Кодима – на Двину.
Шенкурск – Шахановка – Акичкин Починок – Бестужево – Октябрьский.

Летом использовали водный транспорт.

В случае, если восстановить эту утраченную дорожную сеть, то Шенкурск станет основным транспортным узлом. А это означает, что округ и сельские поселения по данным магистралям будут жить. Экономический эффект от снижения затрат на ГСМ и временных затрат в пути сократится в разы.

Считаем ли деньги?

Это даст для области новые рабочие места: ремонтные мастерские, рабочие по обслуживанию дорог, магазины, кафе, гостиницы и так далее.
Потянутся и люди в сельскую местность, учитывая транспортную доступность: кто на отдых, а кто и останется жить. Ведь у нас красивые места.

 Вывод прост: мост через Вагу нужен ОБЛАСТИ, но в Шенкурске!
Найдутся государственники в областном аппарате, кто считает народные деньги? Тогда вопрос будет решён. А если нет, то это всё закончится очередным забалтыванием, а предприниматель, как всегда, все издержки по доставке товаров и продукции спишет «весь изъян на бедных крестьян».

Василий Лукошков

Похожие материалы

Фото недели
Гранты губернатора
Нацпроекты. Создание комфорной городской среды
меры соцподдрежки
Сообщи о пьяном водителе
Вместе. Поморье 2020-2022
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.